Афинский Акрополь

Памятники искусства Древнего мира

Акрополь, или верхний город,— величайший памятник древнегреческой архитектуры. Он высится на укрепленном холме с крутыми склонами в центре Афин, вновь отстроен и реконструирован в период наивысшего расцвета античного искусства, в так называемый «золотой век» Перикла, вождя афинской демократии (5 в. до н. э.).

Этот период в истории античной Греции характеризуется политическим и экономическим подъемом Афин, коренной перестройкой всей греческой общественной жизни, выдвинувшей новые идеалы и новые принципы в философии, науке и искусстве.

Характерной чертой древнегреческой архитектуры этого периода была постройка величественных общественных зданий — храмов, театров, помещений для гимнастических соревнований и состязаний певцов на празднествах в честь богов. Вся творческая энергия афинян была обращена на постройку общественных зданий. Афины в 5 веке были рабовладельческой демократической республикой, богатым городом-государством (полисом), способным вложить огромные средства в строительство архитектурно-скульптурных комплексов.

Частные дома у греков были скромными и простыми, зато все общественные здания красивы и величавы. Эти здания были общинно-государственной собственностью. Понятия о личном и общегосударственном у греков сливались. Сама форма правления в Афинах как демократическом полисе требовала частого проведения народных собраний, своеобразных народных вече, для решения государственных и общественных вопросов. Хотя эта народная власть в классовом обществе с острыми кризисами и переворотами была подчас призрачной, иллюзорной, она все же способствовала развитию идей равенства и единства.

Греки любили всенародные праздники (их было девять), театральные драматические и комические представления, для чего по склону Акрополя был построен театр в честь веселого бога Диониса, вмещавший тридцать тысяч зрителей. Все строилось и делалось так, чтобы афинский гражданин чувствовал себя свободным и сильным.

Площадь Акрополя, расположенного на обрывистой скале, невелика (45 тысяч кв. м), но на ней разместились: Парфенон (447—438 гг. до н. э.), храм Бескрылой Победы Ники (449—421 гг.), Пропилеи — вход на Акрополь (437—432 гг.), Эрехтейон (421—406 гг.), бронзовая статуя богини Афины Промахос (около 460 г., сооружена скульптором Фидием в честь победы над персами), скульптурная группа «Афина и Марсий» и другие.

План застройки Акрополя, верхнего укрепленного города, был намечен Периклом и разработан Фидием. Архитектурные формы и размеры зданий Фидий сумел контрастно сопоставить и композиционно уравновесить в свободном асимметричном расположении на местности. Архитектура зданий носит общественный характер, созвучна новым идеалам греков, вызывает чувство радости, не подавляет собой человека, как египетские храмы и пирамиды. Включив здания Акрополя в окружающий ландшафт, с лазурным сверкающим морем и южным голубым небом, Фидий создал один из самых совершенных архитектурных ансамблей мирового искусства. Перикл говорил: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, мудрость без изнеженности». В этих словах заключается идеал греков того времени.

Вход в Акрополь был только с одной стороны — через Пропилеи и по мраморной лестнице с трехрядными колоннами дорического ордера. Из общего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя особенно сильное впечатление оставляют Парфенон, статуя Афины и сияющий белый храм Бескрылой Победы, или так называемый храм Ники-Аптерос, с его изящными ионическими колоннами.

В дни празднеств Панафиней афиняне поднимались по широкой каменной лестнице, проходили через колоннаду Пропилеи, приближались к девятиметровой бронзовой статуе богини Афины, преисполненной достоинства, величия и покоя, и шли вправо к монументальному Парфенону. Левее этого шествия оставался храм Эрехтейон с шестью кариатидами — стройными женскими статуями, поддерживающими перекрытие здания.

Праздник Панафиней в честь Афины — покровительницы города и богини войны, а позднее покровительницы ремесел, науки и искусства — был общегосударственным, всенародным праздником. В отличие от египтян греки проводили свои праздники весело и свободно, с плясками, песнями, музыкальными и гимнастическими состязаниями. Боги, по представлению греков, во многом были похожи на обыкновенных людей, любили весело жить и наслаждаться. Афродита считалась богиней любви, Дионис — богом виноделия, Деметра — покровительницей земледелия и плодородия и т. д. Жрецы также, в отличие от египетских, были полноправными гражданами общины, избираемыми народом.