«Автопортрет» (1657)

Когда Рембрандт написал автопортрет, ему было пятьдесят лет; художник знал взлет славы, богатство, горечь разорения и унижения. Глубокая, скорбная морщина прорезает его лоб, лицо неприступно строго. В его взгляде тревожное беспокойство человека, перенесшего трагические удары судьбы.

На родной земле он оказался чужим: бюргеры с их низменными интересами полны были холодной злобы к Рембрандту, для которого искусство дороже всего на свете. Не раз мучительные волнения пришлось пережить Рембрандту, вступившему в конфликт с буржуазным обществом. Не раз он погружался в печальные думы, оставившие глубокие борозды на его лице. Гордая посадка головы, смелый взгляд убеждают зрителя, что Рембрандт не покорен, не сломлен.

Конечно, он уже не мог быть таким бурно радостным и жизнелюбивым, как на автопортрете с Саскией, но он еще был способен создавать такие превосходные произведения, как портрет обаятельной, женственной Хендрике Стоффельс (1658), как «Возвращение блудного сына».

Интересна живопись автопортрета. Свет выхватывает лицо и глаза. Все остальное подчеркивает главное — характер художника, печать пережитого.