Государственный Эрмитаж начинает реставрацию Больших часов Штрассера

Специалисты Государственного Эрмитажа начали реставрацию уникальных музыкальных часов, изготовленных знаменитым австрийцем Иоганном Георгом Штрассером. Механизм хронометра часто ломался, а в середине XIX века часы окончательно замолчали. Только теперь решено было приступить к их восстановлению. Подробности в репортаже «Новостей культуры».

Король эрмитажных часов, достойный конкурент знаменитого механизма «Павлин», поражал воображение современников размерами и техническими возможностями. Два органа заключенные в футляр из красного дерева исполняли 14 мелодий, чем не аудиосистема XVIII столетия? Почти за век до первых граммофонов механический оркестр знакомил слушателей с музыкальными новинками Европы – Гайдн, Моцарт и придворный композитор Зимнего дворца Антон Эберль. Часовой механизм этого храма времени соответствовал лучшим мировым образцам.

В создание часов мастер Иоганн Георг Штрассер вложил все свои силы, состояние, восемь лет жизни. Часы должны были украсить интерьер Михайловского замка, но после гибели императора Павла оказалось, что никакой другой заказчик не способен покрыть расходы часовщика

«Часы Штрассера кого только не пережили, – говорит заместитель директора Государственного Эрмитажа Владимир Матвеев. – Они видели не одно поколение реставраторов. Так что нынешнее поколение реставраторов тоже хочет связать свою судьбу с этими удивительными вещами».

Реставрация, ставшая возможной благодаря поддержке крупной компании, призвана вернуть голос часам Штрассера. Специалисты ждут сенсаций. В конце XVIII века произведения Моцарта, Гайдна и Эберля записывались на валиках в аутентичных аранжировках, отличающихся от современного исполнения. Расшифровка мелодий вносится в компьютер, в мастерской часовщики установили специальный стенд в натуральную величину шедевра Штрассера, на который монтируется весь механизм с органами.

«У меня есть мечта сделать один барабан латунный. Новый. И записать что-нибудь из “Битлз”», – признается руководитель лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.

Одобрит ли «Битлз» реставрационный совет Эрмитажа неизвестно, но для хитов Моцарта валик, конечно, найдется.

Где будут находиться часы после окончания реставрации – вопрос открытый. Сложилась нередкая для Эрмитажа ситуация, когда один шедевр вытесняется другим. На стене в зале Майолики – работа знаменитого итальянского мастера Джулио Романо, но когда-то эта часть зала проектировалась специально для механического оркестра Штрассера.

Разобранные органы Механического оркестра будут находиться в лаборатории научной реставрации часов еще около года. Процесс требует совмещения усилий часовщиков, музыкантов, инженеров, специалистов по декоративному убранству. Реализация проекта станет одной из кульминаций празднования юбилея музея в 2014 году.