«Давид» (1501-1504)

Этот гигант из мрамора (высота около 5,5 м) изображает юношу Давида, который, согласно библейской легенде, вышел победителем из единоборства с Голиафом. По замыслу художника, побеждают молодость, ловкость и разум Давида, противопоставленные физической силе Голиафа.

Флоренция в то время, когда создавалась статуя, освободилась от тирании рода Медичи и установила республиканскую форму правления городом. Микеланджело, только что вернувшийся из Рима, сразу же получил заказ от Флорентийской Синьории на изготовление скульптуры из огромного каменного блока, уже порядком изрытого варварскими прикосновениями неумелых рук одного посредственного скульптора, тщетно пытавшегося высечь из мрамора статую Давида. Теперь Микеланджело предстояло из этой испорченной глыбы создать своего «Давида», приняв во внимание требования городского самоуправления, обсуждавшего условия заказа с художниками и цеховыми уполномоченными.

Давид изображен Микеланджело обнаженным, как изображали своих героев великие мастера Древней Греции. В каждом мускуле юноши передано внутреннее напряжение, скульптура выражает готовность к подвигу. Единственное оружие Давида — праща (метательный снаряд из ремня и камня). Высокий, стройный и сильный, он стоит, сжимая в левой руке это оружие древних. Брови его сдвинуты в резкую складку у переносицы. Он полон отваги, мужества, собранности, решимости победить Голиафа.

Красивая голова с густыми локонами, прямой нос, полуоткрытые губы, стройное мускулистое тело — все в этой фигуре олицетворяет дерзость и разум народа, вставшего на борьбу за свободу и независимость. В 1504 году «Давид» был поставлен на площади перед зданием городского самоуправления как памятник в честь победы над тиранами.