«Фашист пролетел» (1942)

Осень. Осыпаются листья с березок, желтеет трава. Колхозное стадо пасется на лугу, вдали зеленеют озимые всходы — обычный сельский пейзаж, овеянный тихой прелестью золотой осени. Над этой спокойной сельской местностью пролетел фашистский самолет-стервятник. Оставив кровавый след на мирной земле, сделав свое грязное дело, истребитель спешит удрать от возмездия. Около убитого мальчика-пастушка, охранявшего колхозное стадо, сидит его верный друг — собачонка; задрав морду к небу, она жалобно скулит. Встревожилась и скотина: овцы и коровы уныло разбрелись по опушке леса, озираются по сторонам, прислушиваются к завыванию осиротевшей собачонки. Кажется, что и березки тревожно зашелестели листвой.

Художником образно показана звериная сущность фашизма, вся бессмысленность убийства пастушка. И это основное содержание картины особенно остро воспринимается, так как действие развивается на фоне мирной русской природы. К

артина Пластова призывала в годы войны к отмщению, к беспощадному отпору завоевателям, которые творили зло повсюду, даже вдали от фронта военных действий — в глубоком тылу нашей Родины, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей.

Новым поколениям советских людей, знающих о прошедшей войне только понаслышке, картина «Фашист пролетел» напоминает о тяжких преступлениях гитлеровских молодчиков-головорезов, еще не ответивших сполна перед судом истории.