Портрет жены брата художника (1654)

Рембрандт неоднократно обращался к изображению людей обездоленных и униженных, не избалованных достатком, делал зарисовки и писал портреты нищих, старьевщиков, ремесленников. Он хорошо знал окраины Амстердама, где ютились эти люди, горячо сочувствовал и помогал им.

Жена брата, сапожника по профессии, написана в скорбной позе, в черном чепце, поверх которого накинут темно-красный платок. Слегка наклонив голову, плотно сжав губы и спрятав руки, старая женщина замкнулась в себе, целиком ушла в воспоминания. Немало горя и забот видела она на своем жизненном пути, и это оставило свои отпечатки; морщины, избороздившие лицо, тяжело опущенные веки, дряблые щеки — все это признаки наступившей старости и трудно прожитой жизни. Но старость эта отмечена спокойной мудростью человека, честного, чуждого злобы и зависти. Годы безвозвратно ушли, но ясность ума и доброжелательность к людям сохранились.

Светотени и колорит портрета рождены не столько темпераментом художника, но главным образом его настроением, психологическим состоянием модели. Светотени, взаимодействуя с темным фоном и одеянием старой женщины, мерцают тревожными отблесками, усиливают впечатление ее душевной усталости.