ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 — 1852)

Свою творческую деятельность Гоголь начал - и это характерно для русских писателей первой трети XIX в. - как романтик. Первое его опубликованное произведение - романтическая, во многом подражательная поэма «Ганц Кюхельгартен». Изданная в 1829 г. под псевдонимом, поэма была сурово оценена критикой как произведение эпигонское. Потрясенный неудачным дебютом, начинающий автор скупил и сжег свое произведение. Здесь невольно вспоминается сожжение Гоголем впоследствии законченной беловой рукописи II тома гениальных «Мертвых душ» — буквально за неделю до его преждевременной смерти. В этой перекличке фактов биографии писателя есть что-то символичное. Он начал и закончил своеобразным самосожжением, что по-особому высвечивает трагедийность положения большого художника в социально неблагополучном обществе.

Однако первая неудача не обескуражила начинающего писателя. Уже в 1830 году он работает над циклом повестей из украинской жизни, хорошо ему знакомой по юношеским годам. В сентябре 1831 г. вышла I часть его «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а в марте 1832-их II часть. Всего «Вечера» включают в себя 8 повестей: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть» и др.

Читателей и критиков в них поразили удивительно живые, красочные образы людей из народа, поэтические картины украинской природы, сочный, многоцветный народный язык. В «Вечерах», составленных из якобы услышанных в разное время «историй» и изданных безвестным пасечником Рудым Панько (здесь нельзя не вспомнить пушкинские «Повести Белкина», вышедшие тоже в 1831 году), видна сознательная установка молодого автора на народность, что открыто, декларируется в предисловии к циклу повестей: «Это что за невидаль: "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Что это за вечера? И швырнул в свет какой-то пасичник!.. Слышало, слышало вещее мое все эти речи еще за месяц! То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет - батюшки мои! - Это все равно, как случается, иногда зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить... «Куда, куда, зачем? пошел, мужик, пошел!..»