Гюстав Курбе (1819-1877)

По случаю открытия Всемирной выставки 1855 года весенний Париж наводнили иностранцы, прибывшие из сорока стран. Пока во Дворце промышленности заключались денежные сделки, павильон искусства заполнила толпа зрителей, обозревающих иноземные и французские картины, среди которых не оказалось ни одного произведения Гюстава Курбе. Не желая пресмыкаться перед устроителями выставки, угождавшими вкусам «Наполеона маленького», отверженный художник наскоро построил дощатый барак поблизости от павильона искусств. Над бараком — зазывающая надпись: «Реализм господина Курбе». В каталоге этой «персональной» выставки сорока картин (в том числе «Похороны в Орнане», теперь гордость Лувра) Курбе писал: «...я не хотел копировать или подражать... У меня не было в мыслях достигнуть праздной цели «искусства для искусства». Нет. В полном знании традиции я хотел просто почерпнуть сознательное и независимое чувство собственной индивидуальности. Знать, чтобы мочь,— такова моя мысль. Быть в силах передавать нравы, идеи и внешний быт моей эпохи в моей оценке, одним словом, делать живое искусство — такова моя цель. Г. К.».

Тут же, в сарае, расхаживал Курбе, вступая в споры с посетителями, критикующими его картины, а заодно и их дерзкого автора. Он всегда так бурно реагировал на выпады своих противников, приверженцев салонного искусства, в защиту Курбе с таким задором выступала молодежь, что в бытность его в Германии содержатели гостиниц при входе вывешивали объявления: «Здесь просят не говорить о Курбе»... Где его картины — там и дискуссии, подогреваемые самим художником. В пылу полемики он часто терял чувство меры, хотя и готовился стать правоведом. Профессия юриста казалась отцу Курбе, крестьянину-фермеру, пределом возможного благополучия. Но судейская карьера ничуть не улыбалась Гюставу Курбе, и он вопреки настойчивым уговорам родителей окончить Училище правоведения целиком уходит в искусство.

Двадцатилетний провинциал, уроженец тихого Орнана, попадает в столичный водоворот страстей, бушующих по любому поводу. В Орнане он брал уроки у местного художника, последователя Луи Давида. В Париже учится в Лувре, усердно копируя произведения великих мастеров искусства прошлого, и с утра до ночи работает с натуры, довольствуясь ничтожной суммой денег на жизнь. Он и в дальнейшем не сможет улучшить свое материальное положение доходами от продажи картин. Спустя много лет, а именно в 1855 году, когда «неистовый Курбе» пристроит свой собственный павильон к Международной выставке, он отметит свое уважение к традиции такими подписями под некоторыми картинами: «подражание венецианцам», или «подражание флорентийцам», или «подражание фламандцам», хотя эти вещи были достаточно самостоятельными. Даже в старости он не переставал изучать живопись великих предшественников, одержимый стремлением «знать, чтобы мочь».

Курбе, бунтарь по натуре, с трудом завоевывал признание. Да иначе и быть не могло в условиях господства художников академического направления, поддерживаемого правительством.

Ранние произведения Курбе — «Автопортрет с собакой» (1844), «Раненый», «Портрет Жюльетты Курбе», «Автопортрет с трубкой» (1847) — еще несут влияние романтизма.

Революция 1848 года открыла Курбе действительную картину жизни народа, бесправное положение и полуголодное существование трудящихся. Неудачный исход революции подействовал на него угнетающим образом. Он покидает Париж, на время притихший, и поселяется в родном Орнане. По дороге в Орнан он и увидел тех самых двух каменщиков (они согласились позировать настойчивому художнику), которые вскоре стали героями его знаменитой картины «Дробильщики камня» (или «Каменотесы»).

Лучшие произведения художника пятидесятых годов — «Похороны в Орнане» (1850), «Деревенские барышни» (1851), «Веяльщицы» (1854), «Встреча», или «Здравствуйте, г-н Курбе!» (1854), «Мастерская художника» (1855), отмеченные художественной правдивостью,— были встречены яростными нападками со стороны реакционной прессы. В театрах даже пелись куплеты, высмеивающие «Похороны в Орнане» — неприкрашенный «портрет» пятидесяти бедняков-сограждан Курбе, изображенных в натуральную величину, как до этого изображались только исторические герои.

В Салоне 1851 года, где была выставлена эта картина (вместе с «Дробильщиками камня» и другими), пришлось поставить возле нее охрану, настолько враждебно относились тогда к творчеству и республиканским убеждениям Курбе, которых он никогда не скрывал, имея привычку высказывать свои взгляды во всеуслышание. Так, в 1848 году, когда парижские рабочие вели уличные бои, Курбе произносит обличительные речи против буржуазных порядков, требует свободы всем трудящимся, говорит о братстве народов. С такой же страстью и так же открыто он вступал в полемику с инакомыслящими художниками и критиками. И надо признать, что резкость характера Курбе, излишнее самомнение, притязания на исключительную роль в делах искусства усугубляли критическое отношение к живописи художника, заслоняли достоинства его идейного реализма.

В отличие от Домье, который не нуждался в натурщиках, настолько велика была его зрительная память, Курбе мог работать только с натуры. И даже это ставилось ему в упрек как признак скудного творческого воображения, не позволяющего создавать композиционные картины исторического содержания (исторический жанр был в то время главенствующим) .

В пятидесятых годах вокруг Курбе сгруппировалось много воинственно настроенной молодежи. Чтобы как-то задобрить ее кумира и привлечь на свою сторону, правительство Наполеона III, игравшего в либерализм, награждает Курбе (и Домье) орденом Почетного легиона. Курбе, как и Домье, отверг этот высший знак отличия во Франции. Мотивируя свой отказ, Курбе писал в министерство: «Мои гражданские убеждения противятся тому, чтобы я принял отличие, происхождением своим связанное с монархическим строем...»

В шестидесятые годы Курбе пишет главным образом портреты, пейзажи и натюрморты. Он не отступал от реалистического направления, но в его произведениях уже нет той остроты восприятия мира, которой отличались его предшествующие работы. Среди произведений этих лет все же есть очень хорошие, мастерски сделанные, например: «Прекрасная ирландка», «Маленькие англичанки», «Девушки на берегу Сены» и пейзажи «Водопад в Конше», «Волна». С особым удовольствием он пишет с детства знакомые виды Орнана, стремясь передать реальную красоту природы, выразить свою признательную любовь к родной земле. Орнанские пейзажи привлекают сочностью колорита и глубиной его звучания. Курбе было свойственно, как говорили поклонники его таланта, «видеть природу глазами крестьянина и писать ее кистью профессора».

В 1863 году художник написал «вызывающую» картину «Возвращение с приходского совещания» — пьяная компания священников бредет по дороге после наставительных речей на приходском совещании. Картина, конечно, не была принята в Салон.

Война между Францией и Пруссией, начавшаяся в июле 1870 года, принесла неисчислимые бедствия французскому народу. В течение не скольких месяцев Франция была разгромлена, оставив на полях сражений многотысячное войско во главе с Наполеоном III, сдавшимся в плен. Республиканец в душе, Курбе не был последовательным в оценке событий, потрясавших до основания общественные устои. Вместе с тем этого не свободного от тщеславия художника нельзя причислить к тем, кто выслеживал подходящий момент, чтобы вовремя присоединиться к победителям. С наивностью ребенка он надеялся спасти Францию, обратившись с воззванием к немецким солдатам, которые маршировали в 1870 году по улицам Парижа: «Вернитесь в вашу страну, ваши жены и дети призывают вас и умирают с голоду... Возвращайтесь с возгласами: «Да здравствует республика! Долой границы!» Тогда же он отправил письмо немецким художникам, полагая, что они могут воздействовать на Бисмарка и вынудить его отозвать германские войска из Франции.

18 марта 1871 года трудящиеся Парижа свергли правительство национальной обороны (или, как его позже прозвали, «правительство национальной измены»), заключившее позорный мир с Бисмарком, и провозгласили республику.

Курбе, так же как Домье и Коро, без колебаний встал на сторону Парижской коммуны — первого в мире рабочего правительства: Курбе, все такой же энергичный, возглавил комиссию по охране памятников искусства; Домье стал одним из руководителей Федерации художников, в деятельности которой близкое участие принимал Коро, пожертвовавший крупную сумму денег на литье пушек.

Примерно за десять лет до этого Курбе выступил с предложением снести Вандомскую колонну как символ насилия и ложной славы, воздвигнутую в 1810 году в честь победы Наполеона и отлитую из неприятельских орудий. Теперь настало время осуществиться мечте художника: по декрету Коммуны Вандомская колонна в Париже 16 мая 1871 года была разрушена. Но прошло всего десять дней после этого события, как победили контрреволюционные силы, отомстившие коммунарам: тысячи рабочих были расстреляны и брошены в тюрьмы. Не избежал наказания и Курбе: его арестовали и присудили восстановить Вандомскую колонну за счет личных средств. Но и в тюремной камере Курбе не перестает работать, о чем свидетельствуют отличные натюрморты, в которых рядом с авторской подписью имеется пометка: «Сен-Пелажи» — название тюрьмы, где он сидел.

Все последующие годы жизни Курбе прошли в Швейцарии, куда он вынужден был уехать, спасаясь от преследований со стороны реакции, удушившей Парижскую коммуну. На кладбище, где хоронили Курбе, умершего от водянки, пришли изгнанники-революционеры, бывшие коммунары, видевшие, как художник боролся и как работал до того момента, когда болезнь парализовала его руки. Искусство Курбе утверждало жизненную правду и сыграло значительную роль в развитии реализма.