Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи, величайший художник эпохи Возрождения, был одновременно математиком, физиком, механиком и инженером. Пожалуй, нет такой области знания, в которой не работал бы и не сделал новых открытий этот гениальный человек. Эпоха Возрождения, по выражению Энгельса, «нуждалась в титанах». Леонардо принадлежал к числу тех титанов, о которых писал Энгельс.

Родился Леонардо, незаконный сын нотариуса, в городке Винчи, близ Флоренции. Он с детских лет делал различные зарисовки и наброски. Четырнадцатилетним подростком Леонардо поступил учиться в мастерскую Андреа Верроккьо во Флоренции. По тем временам Флоренция была самым крупным промышленным и торговым центром Италии. Тогдашние правители Флоренции из семейства Медичи, особенно Лоренцо Великолепный, покровительствовали искусству и литературе, увлекались античностью.

Живописцы, скульпторы и поэты постоянно бывали во дворце Лоренцо. Мастерская Верроккьо, живописца и скульптора, считалась одной из лучших во Флоренции. Здесь ученики получали универсальное образование. Наряду с обучением рисунку и живописи, различным техническим приемам и секретам мастерства уделялось большое внимание математике, анатомии и перспективе. Сама жизнь требовала, чтобы художники стали анатомами и математиками: без знания этих наук невозможно овладеть перспективой, изобразить реального человека в реальном пространстве. Именно так, в реалистическом плане, решали теперь художники, стихийные материалисты, даже традиционные библейские темы, «населяя» и такого рода произведения жизненными героями.

Для эпохи Возрождения вообще характерным было тесное переплетение искусства и ремесла, искусства и техники, искусства и строительного дела, искусства и науки. Порой художники становились строителями, делали открытия в области анатомии и перспективы, совмещали несколько профессий. Верроккьо был живописцем, скульптором, блестящим рисовальщиком, знатоком анатомии, ювелиром. Конная статуя венецианского кондотьера (предводителя наемных войск) Бартоломео Коллеони принесла учителю Леонардо да Винчи мировую славу. Среди мастеров Возрождения Леонардо не имел себе равных по всесторонней образованности. Он — живописец, скульптор, архитектор, ученый, музыкант, инженер.

В наследство человечеству от Леонардо осталось около семи тысяч страниц ценнейших теоретических изысканий. Эти рукописи хранятся в библиотеках Италии, Англии и Франции. Сочинения художника содержат в себе помимо высказываний по вопросам искусства математические формулы, чертежи, наброски фигур, всякого рода технические зарисовки и проекты, свидетельствующие о гениальных открытиях Леонардо, намного опередивших его время. Среди этих записей разбросаны высказывания, характеризующие бесконечную любознательность Леонардо, пристально изучавшего такие явления природы, как приливы и отливы моря, береговые оползни, рост деревьев, полет птиц, происхождение облаков, дождя и молнии. Он конструировал токарные станки, буровые инструменты, турбины, блоки, лебедки и многие другие технические приспособления, вплоть до прялки и мельницы, растирающей краски. Сферу искусства он обогатил научно обоснованными анатомическими знаниями, методикой применения натурных зарисовок в композиционной картине, определил задачи и цели худояшика, обязанного, по его мнению, быть полезным обществу. Перу Леонардо принадлежат высказывания: «Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу»; «Опыт — это единственный источник познания»; «Мудрость есть дочь опыта»; «Практика должна быть основана на хорошей теории»; «Наука — капитан, практика — солдаты». Он изучил законы падения и отражения света, разработал теорию перспективы.

Леонардо принадлежат картины: «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», «Мона Лиза» и другие. Десятки подготовительных натурных этюдов, рисунков и набросков предшествовали леонардовским живописным произведениям. Его эскизы отличаются свободой исполнения, безупречной верностью рисунка. Самым плодотворным периодом в его творчестве были годы, когда он на длительный срок (1482—1500) обосновался в Милане. Здесь миланский герцог Моро предлагал Леонардо заниматься живописью, скульптурой и работать в качестве военного инженера. В Милане Леонардо в течение нескольких лет работал над конным памятником Франческа Сфорца (статуя не была закончена и не сохранилась), написал картину «Мадонна в гроте» (1883—1894, Лувр) и знаменитую фреску «Тайная вечеря» (в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, 1495—1497).

Из Милана Леонардо направился во Флоренцию. Здесь он начал вести подготовительную работу к фреске «Битва при Ангиари» и здесь же в 1503—1506 годах написал всемирно известный портрет Моны Лизы (Лувр, Париж). В 1506 году Леонардо покинул Флоренцию и вновь оказался на несколько лет в Милане, затем в Риме и, наконец, во Франции, где он пробыл около двух лет. Франция была последней страницей в жизни гениального художника и ученого.