ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)


В стихотворении с одинаковой силой, по-лермонтовски внутренне диалогично отрицается и утверждается «родство душ», возможность высшей гармонии - человеческого единения. Да, жизнь всечасно разрушает эту гармонию и веру в ее осуществимость. И не только в межличностных отношениях людей, но и в жизни народов. Продолжая послание, поэт рисует свою ссыльную жизнь «всечасно кочевую», сцены жестоких сражений в Чечне, в одном из которых ему пришлось участвовать при речке Валерик, когда «два часа в струях потока бой длился» и «ручей телами запрудили». Батальные сцены переходят у поэта в глубокие философские раздумья, о «человеке разумном», без конца враждующем с себе подобными: «А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы - и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек, Чего он хочет!., небо ясно, Под небом места много всем. Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем?» (II, 172). Это лермонтовское «зачем?», звучащее поистине «как колокол на башне вечевой», сказано словно не 150 с лишним лет назад, даже не вчера, а сегодня, вновь и вновь заставляет задуматься о высших целях человеческого бытия.

В зрелой лирике мысль поэта, наряду с ее прямым лирико-публицистическим и лирико-философским выражением, получает все чаще свое образное, «картинное» отображение. Белинский, отмечая в ней «резко ощутительное присутствие мысли в художественной форме» (IV, 197), делил стихотворения Лермонтова на «субъективные» и «художественные» (IV, 520). К последним он относил лермонтовские баллады, в которых «личность поэта исчезает за роскошными видениями явлений жизни» (IV, 534). В лирико-эпическом жанре баллады Лермонтов имел возможность дать лирическому содержанию более объективированное воплощение в сюжетно развивающихся образах и картинах. Однако эта объективированность не тождественна реалистичности изображения. Напротив, ярко выраженный романтический характер имеет большинство последних лермонтовских баллад: «Дары Терека», «Три пальмы», «Воздушный корабль», «Тамара», «Морская царевна». Баллады поэта отличаются единством природного и человеческого мира, реального и фантастического, прямого и иносказательного, социально-психологического и нравственно-философского аспектов изображения. К балладам 1837-1841 гг. примыкают стихотворения, в которых нет развернутого балладного сюжета, но переживания поэта получают такое же живописно-образное, объективно-изобразительное и иносказательное выражение.