ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)


Искусство поэта здесь достигает иллюзии полнейшей безыскусственности, проза сливается с высокой поэзией, а лирический персонаж - с лирическим героем самого Лермонтова. Сближение индивидуально-личностного и народного сознания становится одной из определяющих особенностей в стихотворении «Родина». Но и тут не все так просто. И это значительнейшее стихотворение нельзя вырывать из диалогически неоднозначного контекста лермонтовской лирики. Ведь рядом с этим проникновенным признанием в «странной», но глубокой любви к Отчизне, стоит другое - «Прощай, немытая Россия», в котором любовь к родине выражается по-чаадаевски, с открытыми глазами, трезво и мужественно.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал около 30 поэм - законченных и незавершенных; 6 относятся к позднему периоду, из них он опубликовал три. В поздних поэмах еще заметнее, чем в лирике, проявляется тяготение поэта к объективации изображения - не только в реалистических, но и в романтических поэмах, к полифонизму художественного мышления. Обращает на себя внимание своеобразная антиномическая «парность» его зрелых поэм. Такими «поэтическими антимирами» предстают «Песня... про купца Калашникова» и «Тамбовская казначейша», «Беглец» и «Мцыри», «Демон» и «Сказка для детей». В них сталкивается и перекликается историческое и современное, социальное и философское, лирическое и сатирическое, романтическое и реалистическое. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) - важный этап в эволюции Лермонтова на пути к народности. Творчески используя в поэме фольклорные традиции, Лермонтов создает произведение, органически вписывающееся в его художественную систему. Фольклорное начало сливается в нем с неповторимым «лермонтовским элементом». Близость поэмы к традициям народнопоэтического творчества проявляется в ее образном строе и поэтике, в лексико-стилистических, синтаксических и ритмико-метрических особенностях. Поэт широко использует прием тройственности, который пронизывает композиционно-сюжетную и образно-стилистическую структуру «Песни». Она присутствует уже в названии поэмы, в делении поэмы на три части. Поэт широко вводит в поэму постоянные эпитеты, развернутые и отрицательные сравнения («Не сияет на небе солнце красное, Не любуются ими тучки синие: То за трапезой... сидит грозный царь Иван Васильевич»), лексико-синтаксические параллелизмы, «подхваты» («Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору»). Не воспроизводя буквально народные пословицы и поговорки, поэт создает свои, близкие к ним по содержанию и образной структуре: «Сердца жаркого не залить вином, Думу черную - не запотчевать» (IV, 103).