ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)


«Герой нашего времени» - итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Он впитал в себя трансформированные на новой исторической и национальной основе традиции русской и мировой литературы в изображении героя века - от «Исповеди» Руссо до «Исповеди сына века» Мюссе, от «Рыцаря нашего времени» Карамзина до «Евгения Онегина» Пушкина. В то же время «Герой нашего времени» - новое слово в литературе. Вместе с «Евгением Онегиным» Пушкина и «Мертвыми душами» Гоголя он стоит у истоков русского романа второй половины XIX в.

Разрабатывая свою художественную концепцию человека, Лермонтов приходит к новаторскому воссоединению двух тенденций в развитии романа, осуществляя органический синтез особенностей «объективного» и «субъективного» романа, подготовленный движением мирового историко-литературного процесса. «Герой нашего времени» - этап в исторической эволюции романного жанра. При необычной сжатости он отличается многообразием проблематики - социально-исторической, психологической, нравственно-философской. Проблема личности - центральная в нем. Личность в ее отношении к обществу и миру, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно в противостоянии им - таков особый двусторонний подход Лермонтова к проблеме, чрезвычайно созвучный нашему времени.

Образ Печорина поистине эпохален. В нем получили свое выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которую, по словам Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная» - по выработке личностного и общественного сознания и самосознания.

Изображению и раскрытию образа Печорина как героя особой исторической эпохи и подчинена своеобразная композиционно-сюжетная структура романа. В читательском восприятии роман четко разграничивается на две части. Одна представляет собою объективное повествование о Печорине извне - в записках странствующего офицера («Бэла», «Максим Максимы», «Предисловие» к «Журналу Печорина»); другая - субъективно-исповедальное самораскрытие героя изнутри в его «Журнале» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). В каждой половине как бы по три главы. Однако сам Лермонтов счел нужным нарушить стройность подобной двучлененной композиции. В отдельном издании романа «Тамань» из «Журнала Печорина» вместе с «Предисловием» к нему были отнесены к I части.