ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)


Подвергая все сомнению и проверке, он ощущает противоречивость и своих индивидуалистических убеждений, отвергая многие гуманистические ценности как несостоятельные, в глубине души тоскует по ним. Иронически отзываясь о вере «людей премудрых» прошлого, Печорин мучительно переживает утрату веры в достижимость высоких человеческих целей и идеалов: «А мы, их жалкие потомки... неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья...» (VI, 343). В этих словах - затаенное, но не умершее стремление не только к «собственному счастью», но и к «великим жертвам для блага человечества». Важно и другое: индивидуализм Печорина далек от «прагматического», приспособляющегося к жизни эгоизма. Он исполнен неприятия главных устоев существующего общества. Герой глубоко переживает нравственные издержки выбранной им позиции, и если он является «причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив». Ему тесно не только в одеждах существующих социальных ролей, но и в добровольно надетых на себя веригах индивидуалистической философии, противоречащей природе человека. Одной из главных внутренних потребностей Печорина является его неистребимое влечение к общению, его неистощимый интерес к людям, что уже само по себе разрушает его индивидуалистические установки. Система образов романа, как и вся его художественная структура, подчинена раскрытию главного персонажа. Однако второстепенные лица имеют и самостоятельное значение как художественные типы. Так, три группы героев действуют в «Тамани». В одной - девушка-контрабандистка, слепой мальчик, Янко, как представители загадочно-таинственного для Печорина мира беззаконно-вольной жизни, несущие в себе отблеск его романтической меты; в другой - урядник, десятник, денщик Печорина, воплощение строго регламентированного, несвободного мира реальной «казенной надобности». Между этими взаимоисключающими мирами рисуется беспокойно мятущаяся фигура главного героя, нигде не находящего себе пристанища. Необыкновенно соразмерна и уравновешена система образов в «Княжне Мери», где Печорин показан в среде, родственной ему социально, но глубоко чуждой духовно. Максим Максимыч - единственный персонаж, сопутствующий Печорину на протяжении всего романа (исключая новеллу «Тамань»); это структурно-художественные полюсы романа. Образ Максима Максимыча - этап в постижении русской литературой характеров, близких к народному. Это «тип чисто русский», у него «чудесная душа, золотое сердце». Он необыкновенно человечен. Но нельзя не видеть и другого - ограниченности его кругозора, инертности его воззрений. В отличие от Печорина Максим Максимыч почти полностью лишен критического отношения к действительности, он приемлет ее такой, как она есть; не рассуждая, выполняет свой долг.]