ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)


Но не только пространственно-временная - вся художественная: структура стихотворения пронизана столкновением и единством противоположностей. Это свойственно и обобщенно-символическому образу паруса. С одной стороны, он является отражением авторского «я», его исканий своего места и назначения в океане бытия; с другой же - он олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной неуспокоенности и неудовлетворенности настоящим, устремленности к будущему. Противоречивое единство в образе паруса двух планов получает свое воплощение и в делении каждой строфы на две равные части, где в первых двух стихах живописно-изобразительными средствами воссоздается «эпический» образ паруса и окружающего его мира, а в последующих двух стихах каждой строфы дается экспрессивно-выразительный, лирический «комментарий» к этим картинам. Постоянное столкновение внешнего и внутреннего не только противопоставляет человека и мир, но и показывает их неразрывное единство. Насыщенность краткого стихотворения подобными антитезами передает открытость, незавершенность становящегося мира и человека, их противостояние и связь, их напряженный диалог.

Никому неведомый поэт привносил в русскую литературу принципиально новый тип лирического героя. В отличие от лирических героев Жуковского, Батюшкова, Давыдова, поэтов-декабристов, поэтов-любомудров, отличавшихся определенной односторонностью, преобладанием одной характерной доминанты (элегичности, эпикурейства, «гусарства», гражданственности, философичности), лирический герой Лермонтова - это целостная, художественно-обобщенная лирическими средствами личность поэта. В этом Лермонтов наиболее близок Пушкину. Однако личность поэта в пушкинской лирике чаще всего не главный объект изображения, как у Лермонтова, а призма, сквозь которую воспринимается мир.

Резко очерченная индивидуальность лирического героя раннего Лермонтова, наделенного устойчивыми психологическими, биографическими, личностными чертами, облегчала его ранний переход от лирики к более объективированным жанрам - поэмам, драмам и наконец, к роману. В период с 1828 по 1832 г. им создано около 15 поэм. Среди них наиболее значительны первые редакции поэмы «Демон» (четыре ранние редакции), «Последний сын вольности» (1830-1831)-самая «декабристская» по духу, и «Измаил-Бей» (1832), являющаяся своеобразной вершиной в цикле юношеских кавказских поэм Лермонтова. Байронические традиции здесь не только развиваются, но и оспариваются, утверждается необратимость исторического развития, невозможность возвращения «цивилизованного» человека к «естественному» природному состоянию.