ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)


Драматургия ранней поры представлена у Лермонтова романтическими трагедиями «Испанцы» (1830), «Люди и страсти» (1830), «Странный человек» (1831). В них гуманистические традиции русской и мировой драматургии переплетаются с его собственными идейно-художественными исканиями. В их основе лежат конфликты и проблемы современного поэту общества, даже в случае, когда предметом непосредственного отображения являлось историческое прошлое, как в «Испанцах». Две других драмы имеют к тому же автобиографический характер, однако реально-жизненный материал в них художественно переосмыслен, что делает их романтически обобщенным отображением русской жизни. В центре их изображения тип молодого «странного» человека, погибающего вследствие переплетения неразрешимых социальных и личностных противоречий. В образе Владимира Арбенина («Странный человек») поэт одним из первых в русской литературе изобразил ту разновидность «странных людей», из которых в последекабристскую эпоху начал формироваться тип «лишнего человека». Как бы подводя итог своему столкновению с обществом и даже близкими ему людьми, Владимир с горечью замечает: «Я лишний» (V, 269).

В конце начального периода Лермонтов приступил к созданию широкого прозаического полотна - исторического романа «Вадим», посвященного, как и «Капитанская дочка» (к тому времени еще не написанная Пушкиным) пугачевскому восстанию. Лермонтов не затушевывает страшной стихийной силы взбунтовавшихся крестьян, их жестокости в расправах с помещиками, хотя и подчеркивает историческую обусловленность ненависти крестьян к своим вековечным поработителям. В «Вадиме» пугачевщина, представленная массовыми сценами, рисуется без изображения Пугачева. В центре повествования - романтический мститель Вадим. Но уже в этом романтическом произведении позиция автора шире позиции его героя.

Говоря об одержимости Вадима жаждой мести разорителю его семейства, автор-повествователь замечает: «Какая слава, если бы он избрал другое поприще, если б то, что сделал для своей личной мести, если б <...> эту решительность обратил в пользу какого-нибудь народа, угнетенного чуждым завоевателем...» (VI, 53). Поэт ставит здесь не только острые социально-исторические, но и важные этико-философские проблемы, предваряя их углубленную разработку в своих будущих зрелых произведениях.

С переездом Лермонтова в 1832 г. из Москвы в Петербург в его жизни и творчестве начался новый период. Он во власти неустанных идейно-художественных исканий, много пишет: продолжает работу над V редакцией «Демона»; создает романтическую поэму «Хаджи Абрек», завершающую цикл его ранних кавказских поэм; шутливые, местами откровенно эротические «юнкерские поэмы», в которых на смену романтизму приходит нарочито заземленный натурализм как крайнее выражение поисков путей отображения жизни «без прикрас». Поэт вновь обращается к драматургии, смело экспериментируя и тут.