ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов - один из наших вечных спутников. Поэт бесстрашной мысли, неустанных поисков цели и смысла жизни человека, его «назначения высокого», идеала «любви, добра и красоты», он близок нашему времени пафосом своего творчества, который, по слову Белинского, заключается «в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» (VII, 36).

До обидного мало прожил Лермонтов - неполных 27 лет. Во многом повторяя трагическую судьбу Пушкина, Лермонтов еще больше торопился, словно предчувствуя, что жить ему недолго, о чем он не раз пророчески говорил: «Мне жизнь все как-то коротка, И все боюсь, что не успею я Свершить чего-то!..». Четыре года на глазах изумленных современников развертывалось его творчество. Однако эти годы, с 1837 по 1841, по праву можно назвать лермонтовским периодом русской литературы. Никто, не исключая самого Пушкина, не дебютировал столь блистательно. За «Смертью Поэта» появлялись стихотворения удивительной силы и красоты. И мало кто знал, что этому триумфальному вхождению в литературу предшествовали годы титанического труда. С 1828 по 1837 год поэтом было создано свыше 300 стихотворений, 20 поэм, 5 драм, 2 незавершенных романа в прозе. И за все это время - по сути ничего напечатанного. Требовательность к себе поистине беспримерная.

Наиболее оправданным представляется выделение в творческой биографии поэта трех периодов: раннего (1828-1832), переходного (1833-1836) и зрелого (1837-1841). Первый характеризуется необычайно ранним формированием Лермонтова как личности, интенсивностью духов¬ной жизни и литературно-творческого ученичества. Второй отмечен поисками новых литературных путей - для себя и литературы в целом. В третий, зрелый период Лермонтов синтезировал находки и тенденции двух предыдущих, создает свои вершинные произведения. Ему, как и Пушкину, в равной степени были доступны все сферы литературы. Он рано начал пробовать свои силы в самых различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика.

В ранней лирике начинающий поэт много учится у Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Рылеева, Баратынского, Веневитинова, Полежаева, Байрона, Шиллера, Гете. Но юному поэту свойственно не покорное следование «образцам», а все более крепнувшая тенденция к их переосмыслению. Ранняя лермонтовская лирика справедливо уподобляется поэтическому дневнику.