Микеланджело (1475-1564)

Микеланджело Буонарроти, великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи Возрождения, родился в Капрезе, близ Флоренции, в знатной, но обедневшей семье. Вскормлен женой каменщика и вместе с молоком кормилицы всосал любовь к молотку и резцу, как сам в шутку говорил впоследствии.

Ничто не могло заставить его отказаться от рисования — ни уговоры, ни угрозы отца. Тринадцатилетним подростком он приходит в мастерскую флорентийского живописца Доменико Гирландайо, но вскоре переходит на обучение к скульптору Бертольдо ли Джованни, руководившему художественной школой-мастерской при дворе Лоренцо Медичи, правителя Флоренции, поэта и покровителя искусства.

Семнадцатилетним юношей он выполняет рельеф «Битва кентавров», давший возможность почувствовать творческий темперамент Микеланджело. Созданная в результате первой поездки в Рим скульптурная группа из мрамора «Пьета» (1498—1501) наградила славой Микеланджело. Флоренция встретила Микеланджело, как подобает встречать только знаменитость. Флорентийская республика заказывает молодому скульптору колоссальную статую Давида (высотой более пяти метров). В этой скульптуре он воплотил мужество граждан Флоренции, готовых дать отпор любым притеснителям свободы. В те же годы, когда создавался «Давид» (1501—1504), Микеланджело успешно пробует свои силы в монументальной живописи. При этом он смело вступил в состязание с самим Леонардо да Винчи. Микеланджеловский картон (подготовительный рисунок к росписи) «Битва при Кашина» и такого же назначения леонардовский картон «Битва при Ангиари» были выставлены во дворце Синьории. Сюда приходил Рафаэль, видевший это соревнование двух мастеров, ревниво относившихся друг к другу.

Переезды из города в город, из одного конца Италии в другой, вообще были характерны для художников Возрождения. Задерживались там, где появлялась возможность работать, оставляя в наследство городам свои дивные произведения искусства. Среди неугомонных путешественников был и Микеланджело. Из Болоньи, где он провел два года, работая над статуей Юлия II (скульптура, отлитая в бронзе, не сохранилась), Микеланджело переселяется в 1508 году в Рим и приступает к грандиозной росписи потолка Сикстинской капеллы. За четыре года он выполнил очень сложный комплекс произведений, включающий множество фигурных изображений. Затем Микеланджело работает над гробницей папы Юлия II, для украшения которой создает статую «Моисей» (ныне находится в римской церкви Сан Пьетро ив Винколи) и скульптуру «Рабы» (или «Пленники»), которая не вошла в надгробие и была подарена автором своему другу, который увез ее во Францию (теперь находится в Лувре). «Моисей» и «Рабы» («Восставший раб» и «Умирающий раб») знаменовали собой новый этап в творчестве Микеланджело. Теперь в его искусстве зазвучали трагические ноты. (Частично это можно было заметить уже в росписи Сикстинской капеллы, хотя в основном она посвящена прославлению могущества человека, его созидательным силам). На смену отважному юноше «Давиду» пришли скованные «Рабы» и грозный «Моисей».

К себе Микеланджело относился очень строго и требовательно и не переносил высокомерия властителей, отчего начатые работы иногда бросал незаконченными, например, проект гробницы-мавзолея Юлия II с мраморными статуями (1506, Рим), неосуществленный из-за того, что заказчик выказал пренебрежительное отношение к замыслу и к самому автору проекта. Презрев все последствия, Микеланджело покинул Рим и вернулся туда только по настоянию Флорентийской Синьории, имевшей все основания опасаться, что гнев папы римского, просившего скульптора продолжить начатую работу, распространится и на Флоренцию. В незавершенном состоянии остались четыре статуи рабов 1519 года, предназначенные для гробницы Юлия II (теперь они украшают Флорентийскую академию), и две «Пьеты», созданные в 1546—1555 годы (одна находится в Риме, другая — во Флоренции).

Микеланджело был республиканцем по убеждениям, презирал деспотизм, в чем бы он ни проявлялся. Он активно включился в борьбу народных масс родной ему Флоренции против тирании рода Медичи. В конце двадцатых годов Микеланджело выступал в первых рядах защитников свободолюбивой Флоренции, вторично изгнавшей Медичи и поднявшей восстание в ответ на разгром Рима, учиненный в 1527 году войсками германского императора Карла V. Но вскоре республиканская Флоренция подверглась осаде со стороны объединенных военных сил Карла V и римского папы Климента VII Медичи. Одиннадцать месяцев длилась осада Флоренции. В это грозное время Микеланджело Военным советом республики был назначен инженером-руководителем фортификационных работ и на этом посту проявил себя как убежденный республиканец, как «рыцарь, не знающий страха и сомнения». Но Флоренция не смогла выдержать осады. Медичи снова вернулись к власти, подкрепленной режимом жесточайшего террора. Микеланджело избежал наказания только потому, что мстительный и тщеславный кардинал Климент VII Медичи надеялся, что скульптор закончит работу (флорентийскую капеллу Медичи, построенную по его проекту при церкви Сан Лоренцо), прерванную военными событиями, которым суждено было стать переломным этапом в истории Италии эпохи Ренессанса. Грабеж Рима и падение республиканской Флоренции пагубно отразились на развитии искусства, в которое проникли признаки увядания, маньеризма, пришедшего в конце концов на смену Высокому Возрождению.

Микеланджело испытывал «безысходную скорбь о переживаемых Италией бедах, о разрушении славной культуры» (Ромен Роллан). И это нашло отклик в капелле Медичи (1520—1534), украшенной аллегорическими статуями «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь», портретными фигурами Джулиано и Лоренцо Медичи и скульптурой «Мадонна». Чувством смятения, тревоги и беспокойства пронизана роспись «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1534—1541).

Последние годы жизни старый и одинокий художник отдает главным образом архитектуре. Начиная с 1546 года он перестраивает площадь Капитолия и возглавляет строительство собора святого Петра в Риме, прерванное из-за смерти Браманте. Микеланджело решительно отверг «наслоения» преемников Браманте и превратил собор в неповторимый памятник архитектуры.

Закат своей жизни художник встретил в условиях феодальной реакции, ополчившейся против свободомыслия. В это время господствующее положение в искусстве уже заняли художники-маньеристы, подражатели чисто внешним приемам мастеров Возрождения с изрядным прибавлением вычурности и прихотливой манерности.

Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года. Тело его было тайно увезено из Рима и похоронено в родной Флоренции. У церкви Санта Кроче, где погребен Микеланджело, стоит бронзовая копия «Давида» как памятник гениальному художнику, который искусством обессмертил свое имя.