«Не ждали» (1884)

В картине показано одно только мгновение — напряженная пауза перед бурным проявлением чувств семьи революционера, который вернулся в родной дом после многолетней политической ссылки. Он не предупредил родных об освобождении, его не ждали.

Измученный и усталый, в поношенном деревенском армяке, он только что вошел в комнату, но, кажется, готов повернуть назад, потому что близкие не узнают его. Глаза его с затаенной тревогой устремлены на мать. Никто еще не сказал ни одного слова...

Старая женщина в черном платье порывисто поднялась навстречу вошедшему. Согбенная спина ее, прикосновение задрожавших от волнения пальцев к спинке кресла выдают ее взволнованность, удивление и порыв радости, скорбь и жалость — целую гамму переживаний. Можно с уверенностью сказать, что через секунду она, узнав сына, вскрикнет и со слезами счастья на глазах горячо обнимет его.

В глубине комнаты видно озаренное радостным изумлением немного испуганное лицо жены революционера. Она прервала игру на рояле и стремительно повернулась в сторону внезапно вернувшегося. Ей еще трудно поверить в случившееся. Еще мгновение — и она тоже с радостью кинется к мужу.

Двое детей, сидящих за столом, по-разному реагируют на появление в комнате этого человека. Гимназист изумлен и обрадован: он узнал отца. А девочка смотрит на вошедшего угрюмо, исподлобья: она не помнит его. Горничная в белом переднике, впустив незнакомца, держится за ручку двери; она в полном недоумении: кто он, этот человек в такой странной одежде. Из-за плеча горничной выглядывает, по-видимому, кухарка, которая тоже удивлена и обеспокоена.

Как сам художник относится к революционеру? Он, безусловно, сочувствует ему, оправдывает его деятельность на благо народа. Он изображает сцену встречи тепло и сердечно, обдумав каждую деталь, вплоть до висящих на стене комнаты портретов Некрасова и Шевченко, характеризуя тем самым взгляды семьи политического каторжанина.

А он в нерешительности остановился, видимо, сомневаясь, как-то его встретят дома. Он стоит как раз на том месте, где скрещиваются два источника света: через дверь на веранду льется яркий солнечный свет и менее яркий проникает в комнату через окно в прихожей. Солнечный свет придает всей обстановке радостно уютный вид, выделяя революционера и его мать. Взгляд зрителя в первую очередь сосредоточивается именно на этих двух фигурах.

Репин утверждает в картине благородство русской революционной интеллигенции, боровшейся с самодержавием. Бытовая картина, таким образом, получила возвышенное, героическое звучание.

Для картины Репина, представляющей собой блестящий пример изображения революционера и его семьи, характерны высокое идейное содержание, психологическая глубина и художественное мастерство.