Оноре Домье (1808—1879)

Карикатурист-сатирик, литограф и гравер, мастер рисунка и живописи, Оноре Домье родился в Марселе. Его отец-стекольщик тяготился своим прозаическим ремеслом и вознамерился стать поэтом и драматургом. С этой целью он уехал в Париж добывать себе славу на литературном поприще. Парижа не покорил, разорился, стал работать кассиром и выписал к себе семью. Так восьмилетний Оноре оказался в столице, рано познав нищету и голод. Работал рассыльным в судебной конторе, где наблюдал сцены, которые он потом запечатлел в своих карикатурах. Затем пристроился продавцом в книжный магазин и, наконец, стал учеником в литографской мастерской. Все свободное от службы время Домье с увлечением рисовал, брал уроки у художника Ленуара и в студии Сюис, посещал художественные выставки. Домье на практике в совершенстве постиг все премудрости литографского дела. Подрабатывая на досуге в издательствах, Домье сблизился с художниками и журналистами. В 1830 году в сатирическом еженедельнике «Силуэт» была напечатана первая литография Домье. В грозные июльские дни, когда парижский народ одолел династию Бурбонов, карикатуры Домье на свергнутого с престола Карла X, на его министров и депутатов чувствительно жалили обнаглевшую буржуазию, стали оружием революции. Мало того, Домье присоединился к восставшим вместе с работниками печати, выступившими тогда инициаторами открытого столкновения с правительством, он сражался на баррикадах и был ранен.

В мае 1831 года Домье увидел в Салоне картину «Свобода на баррикадах» и с тех пор с восхищением относился к Делакруа. Положение трудящихся Парижа после революции не изменилось, они по-прежнему много работали, а жили впроголодь. Домье нарисовал безногого калеку и подписал: «Июльский герой». Получился жуткий эпилог к картине Делакруа.

Как только выяснилось, что новая династия в лице Луи-Филиппа Орлеанского нисколько не лучше свергнутого в июльские дни Карла X Бурбона, передовая политическая пресса двинулась в атаку на правительство Луи-Филиппа. В эту атаку включился и Домье, приглашенный сотрудничать в журнале «Карикатура», основателем которого был художник Шарль Филиппон, неистощимый на выдумки и остроты. В редактировании и составлении этого сатирического издания, множество раз оштрафованного за «недозволенные» выпады в адрес правительства, деятельное участие принимал и Бальзак.

В 1832 году Домье сделал для журнала «Карикатура» рисунок под названием «Гаргантюа» — прожорливый великан с грушевидной головой Луи-Филиппа. За «Гаргантюа» Домье, ставший известным художником-карикатуристом, попал в тюрьму, где имел возможность общаться с политическими заключенными.

На страницах журнала «Карикатура» и газеты «Шаривари» (что в переводе на русский означает «кошачий концерт») систематически помещались убийственные сатирические рисунки Домье, в которых хватало места министрам и депутатам, царствующей династии и пэрам Франции, судьям и адвокатам, цензорам и чиновникам, приспособленцам и авантюристам, занявшим правительственные посты. В «Карикатуре» Домье работал двенадцать лет (1831—1843) и в «Шаривари» тридцать девять лет (1835—1874). Можно себе представить, сколько же раз доставалось от Домье всякой нечисти и подлости, мещанину и бездушному бюрократу, проходимцам и обманщикам!

Художник-журналист и живописец оставил потомству четыре тысячи литографий и около тысячи гравюр на дереве, свыше пятисот картин и акварелей...

Надеясь «приручить» неугомонного художника, правительство Наполеона III, прозванного «Наполеоном маленьким», решило преподнести Домье орден Почетного легиона. От этой награды он отказался. Свое право присутствовать на заседаниях палаты депутатов Домье использовал для пристального наблюдения из ложи журналистов за поведением министров и депутатов. Он никогда не делал зарисовок с натуры, целиком полагаясь на свою необыкновенную зрительную память. Домье сразу же после очередного заседания палаты принимался за портретные шаржи, выполняя их в различной технике, вплоть до скульптурных изображений из глины. Эти портретные шаржи Домье однажды «собрал» в литографию «Законодательное чрево» (1834), показав, во что превращается заседание Палаты депутатов, где от скуки дремлют, зевают, нюхают табак либо болтают друг с другом отупевшие старцы.

Наряду с ядовитой сатирической графикой Домье обращался к положительному герою, к образам рабочих. Так, в ответ на расправу солдат с восставшими рабочими Домье создал литографию «Улица Транснонэн» (1834). В литографии «Не суйтесь!» он изобразил грозного молодого рабочего типографии, который охраняет территорию с надписью «Свободу печати!». Стрелы негодующей сатиры Домье направлены в данном случае в адрес душителей независимой прессы, изображенных с портретным сходством; тут и король Луи-Филипп, и глава Совета министров Гизо, и прокурор Персиньи; не забыт даже выгнанный из Франции Карл X Бурбон.

После 1835 года, когда политическая карикатура была запрещена правительственным декретом, Домье обратился к социально-бытовой сатире. Серии литографий и гравюр на дереве следовали одна за другой. В «Шаривари» из номера в номер печатается цикл рисунков под названием «101 Робер Макер» (разбойник с большой дороги, пройдоха и зубоскал Робер Макер становится преуспевающим капиталистом, выступая в этой роли в сто одном обличье). В «Добрых буржуа» и в «Людях истины» Домье высмеивает самодовольных мещан и продажных судей и адвокатов. В отличие от графики в живописных произведениях Домье — главным образом положительные герои, люди, зарабатывающие хлеб насущный честным трудом; в его живописи нашли отражение и темы революции. Картины Домье отличаются сдержанностью колорита, напряженными светотеневыми контрастами.

«Республика», «Восстание», «Семья на баррикадах», «Маляр», «Прачка», «Вагон третьего класса», «Галерка», «Эмигранты», «Поющая пара», «Купающиеся девочки», «Любитель эстампов» и многие другие картины Домье (а их свыше пятисот!) свидетельствуют, насколько широк был диапазон его творчества, насколько своеобразен колорит его картин. В живописи, как и в графике, Домье любил варьировать одну и ту же тему, «раскладывать» ее на сюжеты и типы, иронически преподнесенные (цикл «Адвокаты»). Ирония и юмор проникают и в скульптуру Домье. От сатирических стрел избавлены только парижские прачки с детьми, кузнецы, водоносы, бурлаки — словом, пассажиры третьего класса и зрители галерки.

Домье иллюстрировал басни Лафонтена, комедии Мольера и «Дон-Кихота» Сервантеса. Написал портреты Дюма-отца, композитора Берлиоза, пейзажиста Теодора Руссо. Но к портретному жанру Домье обращался редко, возможно, потому, что его наблюдательность глубже проникала в жизнь общества, в злобу дня, чем в индивидуальный характер. Домье принадлежит почетное место в семье великих мастеров искусства. Его именем назван Международный клуб карикатуристов, организованный в 1958 году. В клубе имени Оноре Домье состоят в наше грозное время лучшие карикатуристы мира.