Пирамиды в Гизе

Памятники искусства Древнего мира

Пирамиды в Гизе видны отовсюду, с какой бы стороны вы ни приближались к городу. Построенные в третьем тысячелетии до нашей эры, в эпоху Древнего царства, эти грандиозные надгробия — немые свидетели всех жестокостей рабовладельческого строя, неограниченного произвола фараонов, земельной знати и жрецов, заинтересованных в том, чтобы держать народ и многотысячную армию рабов в повиновении.

С целью обожествления фараона, «наместника бога на земле», возводились храмы, гробницы-пирамиды, священные сфинксы. Эти храмы и гробницы украшались статуями богов и фараонов. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому старались создать все «удобства» для будущей жизни человека в потустороннем мире.

В Гизе сохранились до наших дней три громадные пирамиды и сфинкс — колоссальная каменная скульптура с головой человека и туловищем льва. Пирамиды высятся среди моря песка, в выжженной солнцем пустыне, на расстоянии километра от города. Вначале они были облицованы белыми плитами известняка, но ветер и время разрушили эту нарядную оболочку. По выбоинам в каменной кладке, как по лестнице, взбираются теперь туристы на вершину пирамид, предводительствуемые находчивыми гидами. Строились пирамиды в честь фараонов четвертой династии Хуфу, Хафра и Менкаура (которых греки называли Хеопс, Хефрен и Микерин), царствовавших в период 2900—2750 годов до н. э. Архитектура пирамид строго геометризована и статична. Самая большая из них — пирамида Хуфу (Хеопса).

Греческий историк Геродот пишет: «Царь египетский Хеопс поверг Египет во всевозможные беды... он заставлял всех египтян работать на него. Одни были обязаны таскать камни из каменоломен... и работали непрерывно в течение каждых трех месяцев по сто тысяч человек. Народ томился десять лет над проведением дороги, по которой таскали камни... и строились подземные покои в том холме, на котором стоят пирамиды, покои эти он сооружал для себя как усыпальницы... само сооружение пирамиды длилось 20 лет, сделана она из шлифованных камней, в совершенстве пригнанных друг к другу».

Несмотря на некоторые неточности, описание Геродота дает в общем правильное представление о грандиозных масштабах строительства и жестокой эксплуатации народа. На сооружение пирамиды Хуфу пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, причем вес отдельных блоков достигал тридцати тонн. Высота пирамиды почти 150 м, длина каждой стороны у основания — 233 м. Сплошная каменная кладка пирамиды прорезана узкими коридорами, которые вели к погребальной камере, где стоял саркофаг с мумией царя. С восточной стороны к пирамиде примыкал заупокойный, поминальный храм, соединявшийся с пирамидой крытым каменным проходом. Вокруг пирамиды располагались мастаба: усыпальницы царских родственников и придворных вельмож.

Преемники Хуфу фараоны Хафра (Хефрен) и Менкаур (Микерин) тоже построили в Гизе пирамиды-усыпальницы для себя. Размерами они лишь немного уступают пирамиде Хуфу. Мастаба вокруг них образовали целый «город мертвых». Эти каменные склепы, высотой от трех до двенадцати метров, имели форму срезанных, усеченных пирамид.

Вблизи пирамиды Хуфу (на расстоянии трехсот метров) сохранился громадный сфинкс с телом льва и лицом человека. Его основание только недавно откопали из завалов песка, обнаружив под песчаными сугробами поврежденные лапы. «Сколько раз мы слышим и произносим слово «сфинкс» в сочетании с эпитетом «загадочный», — пишет художник Орест Верейский, побывавший в Египте.— Я не заметил загадочности. Я видел абсолютно зрячие глаза каменного сфинкса, взгляд удивительно живой и зоркий. Лицо у сфинкса гордое, величественное и прекрасное, несмотря на раны, нанесенные ему временем и завоевателями. Французская артиллерия обстреливала это чудо древнего искусства, простоявшее сорок веков. И Наполеон, чьи солдаты избрали себе это мишенью, называл арабов варварами...».

Все украшения гробниц-мастаба, храма и внутренних помещений пирамиды были разграблены в глубокой древности. Теперь точно установлено, что в конце 3-го тысячелетия до н. э. весь Египет был охвачен восстанием. «Восстали даже пивовары, прачки и кондитеры, опустели царские амбары. Богач засыпал голодным, а те, кто раньше выпрашивали его опивки, те пьют крепкое пиво. Кто прежде имел платье, ходил в лохмотьях» (слова из папируса, который хранится в Государственном Эрмитаже). Восставший униженный и голодный народ разрушал все, что было связано с именами фараонов.

В Каирском национальном музее хранятся уцелевшие памятники старины. Архитектура в Древнем Египте вела за собой скульптуру и живопись, определяла их характер. Основная черта египетского искусства — это его монументальность, выраженная в простых и ясных и вместе с тем величественных формах архитектурных сооружений. Стены гробниц — «жилища мертвого» — египтяне украшали многоярусными рельефами, изображающими слуг, которые покорно работают на своего господина, увеселяют его музыкой и танцами, несут корзины с продуктами, разделывают тушу быка и т. д. Эти рельефы, вытянутые по горизонтали, отличаются такой же строгостью построения, как и архитектура, застывшая в спокойных линиях. Фигуры людей находятся на равном расстоянии друг от друга, руки согнуты в локтях под прямым углом, лицо изображается, как правило, в профиль при фасовом положении глаза, плечи тоже показываются в фас (профильное изображение тела допускалось только для малозначительных персонажей). Веками выработанные правила композиции распространились и на круглую скульптуру, подчиненную строго определенным канонам.

Вместе с этим необходимо отметить, что искусство египтян несет в себе черты реализма: даже в рамках, казалось бы, незыблемой канонизации искусства талантливые художники сумели создать ряд замечательных портретных статуй знатных людей. Одна из лучших статуй такого типа — «Статуя писца Каи» (хранится в Луврском музее, Париж).