Всероссийский реестр музеев



СЕТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕЕСТР МУЗЕЕВ.
ЦЕЛИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Москва. 15.01.99 г.

РЕЕСТР

Всероссийский Реестр Музеев зарегистрирован в ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГИСТРЕ БАЗ ДАННЫХ (№ 0229804084), оформлен в виде электронной базы данных и успешно функционирует уже около трех лет.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ Всероссийский Реестр Музеев открыт для свободного и бесплатного использования государственными, региональными и муниципальными структурами Российской Федерации, общественными и коммерческими организациями (туроператоры, образовательные организации и учреждения), инвестиционными и благотворительными фондами, аукционами, частными лицами и мировой общественностью. Всероссийский Реестр Музеев представляет полный перечень российских музеев, галерей, выставочных залов, культурных центров, парков, музейных объединений и организаций, а также их филиалов и отделений. Реестр представляет информацию по единой форме (См. приложение: форма 10-СКН). Язык представления - русский и английский.

В электронном виде Реестр доступен по адресу http://VRM.museum.ru. Удобный пользовательский интерфейс обслуживающий Всероссийский Реестр Музеев реализован в структуре сервера "Музеи России" Сети Культурного Наследия.

С момента внедрения Всероссийского Реестра Музеев неоднократно совершенствовались как программные компоненты разработанных баз данных, так и пользовательские интерфейсы, включающие в себя весь спектр специфических для музейной сферы сервисных услуг. К настоящему моменту Представительство РЕЕСТРА в Интернет обрело системную законченность и завершенность, единство общего дизайна и частных оформительских решений. Можно смело утверждать, что этапы аппаратного и технологического обеспечений функционирования Сети Культурного Наследия успешно завершены. Это, конечно, НЕ означает, что архитектура РЕЕСТРА будет законсервирована в её текущем состоянии на многие годы. Однако наиболее общие контуры структуры БД вряд ли претерпят существенные изменения.

Базы данных Сети Культурного Наследия "Музеи России"

За время своего существования СКН прошла нелегкий путь первопроходца. Каждый музей, каждая галерея или выставочный зал России (а их сейчас в РЕЕСТРЕ 2108 ед.) обеспечены не только своей персональной учетной карточкой, но и поддержаны целой гаммой развитых общесистемных функций: поиск, типаж, реклама, афиша, новостной блок, анкетирование, голосование, банерное обслуживание, модерирование и т.д. и т.п.. В результате - Сеть Культурного Наследия признана музейным сообществом, как наиболее полная и удобная справочная система России в музееведческой сфере. Подтверждением этому является систематический рост числа запросов к БД СКН МР (52 тысячи запросов в месяц). Характерно, что 65% всех запросов к БД поступает от иностранных пользователей. Этот факт подтверждает целесообразность параллельного функционирования как русскоязычной, так и англоязычной версий БД.

В соответствии с перспективным планом работ, утвержденным Президиумом Сети Культурного Наследия "Музеи России", базам данных Всероссийского Реестра Музеев отводится роль центральной БД в распределенной сетевой архитектуре СКН МР. Такая постановка вопроса предполагает не только решение аппаратно-технологических задач, но и проведение соответствующих мероприятий по корректировке хранящейся в БД информации. Пакет сервисных функций развернутый на центральном сервере Сети Культурного Наследия "Музеи России" уже сейчас обеспечен всеми необходимыми инструментами, позволяющими динамично, в интерактивном режиме вносить в БД необходимые изменения. Но такой путь решения проблемы корректировки информации занесенной в базу данных РЕЕСТРА удобен только для тех организаций, которые уже имеют подключение к компьютерной сети Интернет. На сегодня число подключенных к Сети организаций немногим более 80-ти. То есть 95% организаций в принципе не могут воспользоваться возможностью интерактивного внесения изменений в свои учетные данные. Выборочная проверка показала, что качество базовой версии БД во многом не соответствует её реальному статусу. В первую очередь это касается достоверности информации о региональных организациях. За годы с начала Перестройки многое изменилось: правовой статус, почтовые адреса, телефоны, фамилии и адреса руководителей, направленность экспозиции, формы работы и т.п. Некоторые организации перестали существовать, иные появились. Более того. Нет никаких оснований полагать, что с течением времени процесс реорганизации учреждений и организаций культуры приостановится. Можно с уверенностью сказать, что процесс учреждения, слияния, выделения, реорганизации и ликвидации организаций культуры по своей природе нескончаем и мы вправе рассчитывать только на некоторую стабилизацию этих процессов. Учет фактора постоянной изменчивости предопределил необходимость разработки удобных протоколов внесения поправок и изменений в любую из позиций форм РЕЕСТРА. Внедрение механизмов корректировки информации в РЕЕСТРЕ "по сети" самими музеями в перспективе позволяет рассчитывать на формирование БД с предельной информационной достоверностью.

Достоверность

За два с половиной года были предприняты четыре попытки скорректировать информацию Реестра. По экономическим соображениям эти попытки реализовывались в форме обычных (не заказных) почтовых рассылок. Как показала выборочная проверка, только 40% писем дошло до адресатов. По халатности или по недоразумению, но обратно, в адрес сервера доходит не более 65% писем. То есть КПД рассылки не превышает 20%. Каждая повторная рассылка (по тому же региону) на 3-5% поднимает процент выхода, приближает нас к решению поставленной задачи, и, вместе с тем, с очевидностью доказывает, что без принципиального изменения технологии достичь большего просто невозможно. Тем не менее, по результатам каждой из рассылок в последующем проводилось соответствующее редактирование Реестра. И, всё же, не смотря на значительный объем проделанной работы, показатель достоверности информации, заложенной во Всероссийский Реестр Музеев, оставляет желать лучшего. В первую очередь это касается региональных организаций. В отношении них представлена неполная информация.

С ростом популярности Сети Культурного Наследия "Музеи России" повышается и доля той моральной ответственности, которую администрации Сети приходится нести в связи с недостаточным уровнем выверенности информации. Возможность неумышленной дезинформации потребителя может нанести непоправимый вред сложившемуся имиджу Сети Культурного Наследия "Музеи России".

Проанализировав положительный опыт и негативные моменты предшествующих почтовых рассылок, руководство СКН пришло к выводу, что исправить сложившееся положение можно лишь путем проведения всероссийской ПЕРЕПИСИ.

ПЕРЕПИСЬ

ПЕРЕПИСЬ-99 ориентирована на получение информации от тех первоисточников, о существовании которых уже известно. За счет "перекрестной" информации в ходе Переписи круг источников, безусловно, расшириться. Но это - экстенсивный путь пополнения БД. Однако сам факт становления РЕЕСТРА, откроет путь интенсивному пути пополнения РЕЕСТРА. Этому, в немалой степени, может способствовать опыт, накопленный сотрудниками Отдела свода памятников Государственного института искусствознания и Отдела «Музейной энциклопедии» Российского института культурологии.
ПЕРЕПИСЬ проводится в январе-марте 1999 года. Заказная форма почтового отправления позволяет вложить в рассылку реест-бланк. Реест-бланк содержит идентификационный номер источника во Всероссийском Реестре и его персональный ПАРОЛЬ. Пароль необходим для осуществления сетевого интерактивного доступа организации к её персональным страницам. Кроме сопроводительного письма и реест-бланка к рассылке будут приложены полезные для региональных Организаций справочные материалы (список операторов на Российском рынке Интернет-провайдеров, перечень действующих на территории России Фондов и Благотворительных организаций и т.д.) Вся полученная обратно корреспонденция будет обработана и введена представлена во Всероссийском Реестре Музеев. Это - самая трудоемкая и длительная часть работы, так как автоматизированный ввод полученной информации (как показал предыдущий опыт) невозможен.

Финансирование

Реализация настоящего проекта требует значительных сил и средств. Финансирование ПЕРЕПИСИ-99 обеспечено спонсорской поддержкой двух организаций: Институт Открытое Общество (Фонд Сороса) и ЗАО "Интернет".

Перспективы.

ПЕРЕПИСЬ-99 охватывает всю территорию Российской Федерации. Проведение ПЕРЕПИСИ - необходимый и неизбежный шаг на пути развертывания аппаратного, программного, методического и организационного обеспечения сетевой структуры, обеспечивающей функционирование и обслуживание Сети Культурного Наследия "Музеи России". В создании такой сети заинтересованы все. Центральная власть получает механизм, восполняющий на качественно новой основе, разрушенные ходом Перестройки культурные и общественные связи. Региональная власть получает возможность средствами сетевых технологий представлять миру всю полноту спектра культурной жизни России. Очень важно, чтобы результаты проделанных работ были бы с максимальной отдачей и эффективностью использованы в ходе становления культурологического сегмента российской части Интернет. На этом пути немало сложностей. Важнейшее условие успеха заключается в необходимости, в ходе реализации программы, слить воедино все конструктивные силы, заинтересованные в её реализации.

А это, прежде всего, - всесторонняя поддержка Министерства Культуры РФ, Института Открытое Общество (фонд Сороса), Российского Фонда Культуры, региональных администраций, общественных культурологических институтов и, конечно же, всей культурной общественностью России.

Заключение

Прогресс компьютерных технологий создал фундамент построения Сети Культурного Наследия "Музеи России". Для реализации сетевых технологий в культурологической сфере есть все необходимые предпосылки. Успешно завершен этап предварительного моделирования, апробированы основные технологические моменты построения Сети Культурного Наследия "Музеи России". Полученый опыт позволил сформировать четкое представление о том, "Что, Как и в Какой последовательности" следует осуществлять.

Президент СКН МР
К.А. Наседкин