Рембрандт (1606-1669)

Бельгийский поэт Эмиль Верхарн писал, что Голландия 17 века не поняла, не поддержала и не прославила художника, который для своего времени сделал то же, что Данте — для 13 века, что Шекспир и Микеланджело — для 16 века.

Рембрандт Гарменс ван Рейн — сын крестьянина, владельца мельницы — родился в городе Лейдене. Живописи он учился у местного художника Сваннеибурха, а затем в Амстердаме у Питера Ластмана. В 1625 году Рембрандт — снова в Лейдене, где начинается его самостоятельный творческий путь, главным образом в портретном жанре. Там же он весьма успешно пробует свои силы в офорте.

Тысяча шестьсот тридцать второй год застает Рембрандта в Амстердаме. Популярность художника быстро растет. Разбогатевшие голландские бюргеры заказывают Рембрандту свои портреты. Он пишет также сюжетные картины и увлеченно работает в области офорта. В 1634 году Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург, дочери богатого аристократа, советника принца Оранского. Этот брак художника, выходца из среды землепашцев, на представительнице обеспеченной знатной семьи вызвал сильное недовольство у родителей и родственников Саскии и злую неприязнь у многих завистников, которые впоследствии довели Рембрандта до полного разорения, омрачили его жизнь, и без того отмеченную трагическими событиями.

Тридцатые годы принесли Рембрандту семейное счастье и расцвет его творчества. Глубоко реалистическим характером отличаются его картины этого десятилетия: «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), автопортрет с Саскией на коленях (середина 30-х гг.), «Флора» (1634), «Даная» (1636); в последних двух картинах на мифологические темы изображена Саския. Рембрандт работает с упоением; его картины и офорты раскупаются нарасхват; он пользуется непререкаемой славой и доверием, получает под свои будущие произведения крупные денежные ссуды у разбогатевших бюргеров и содержателей аукционов и лавок, где продаются картины и антикварные вещи. Все свои баснословные доходы, ссуды и приданое Саскии он вкладывает в покупку большого дома с мастерской, приобретает дорогостоящие произведения искусства (на одном из аукционов ему удалось купить целую папку рисунков Леонардо да Винчи); в доме Рембрандта появляются изделия ювелиров, вазы, заморские шелка и парча... Все сулило благополучие и процветание.

Смерть Саскии (1642) вскоре после рождения сына Титуса ураганом ворвалась в жизнь Рембрандта. Началась полоса непредвиденных трудностей и осложнений, длившаяся до последнего вздоха художника. В окружающей среде — в лице торговцев картинами, представителей церкви и власти — Рембрандт видел алчное стремление к наживе, готовность из-за личного обогащения пойти на любые преступления. Даже собратья по искусству, преисполненные дикой зависти и непомерного честолюбия, не стеснялись порочить Рембрандта, приписывать ему всякого рода непристойности. Один за другим, словно сговорившись, уходят от Рембрандта ученики, которые жили в его доме, пользовались его неоценимыми уроками, работали в его мастерской и видели, как на их глазах совершалось чудо превращения загрунтованных холстов в такие дивные произведения искусства, как «Ночной дозор» (1642) и «Святое семейство» (1645). В присутствии учеников Рембрандт своей волшебной иглой исполнял многочисленные офорты и сам делал с них оттиски на печатном станке.

В довершение всех бед, обрушившихся на голову Рембрандта, кредиторы предъявили долговые расписки. Дом художника с богатейшей коллекцией произведений искусства итальянских мастеров и антикварных вещей отошел в собственность кредиторов, коллекция была распродана с аукциона. Рембрандту пришлось переселиться на постоялый двор. Наконец бывшие ученики Рембрандта купили вскладчину дом с мастерской, чтобы выручить учителя. В нижнем этаже подаренного дома Титус устроил художественную лавку и довольно успешно продавал произведения искусства, в том числе и офорты отца, а также чеканные изделия, старинное оружие, кружева, антикварные вещи.

Казалось, жизнь постепенно налаживается. С постоялого двора привезены начатые картины и станок, на котором Рембрандт печатал офорты... Но жестокие несчастья вновь обрушились на художника: умирает его верная подруга Хендрике Стоффельс, вслед за ней уходит в могилу сын Титус... Рембрандт предается самым мрачным размышлениям. Он не в силах отдать себе отчет в происшедшем и лишь в работе забывается. В шестидесятые годы он пишет поразительные по художественной значимости произведения: «Синдики» (1662), «Ассур, Аман и Эсфирь» и «Возвращение блудного сына» (1669). Эти картины отличаются исключительной психологической глубиной, как всегда, художника занимает проблема борьбы добра со злом. Цветовое и светотеневое решение достигает в них вершин художественного мастерства. Офорты и рисунки Рембрандта — неизменные спутники его творческой жизни — составляют блестящую главу в истории мировой графики.