Возрождение (Ренессанс)

Возрождение (Ренессанс) было эпохой, когда «в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не подымалось до такой высоты...

Это был величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености».

Капиталистические отношения начали складываться в Италии раньше, чем в других странах Европы. Развитие капитализма разрушало устои феодального строя и духовную диктатуру католической церкви. На смену средневековому укладу жизни пришли новые социальные отношения, а также новое мировоззрение и новая культура, имевшие гуманистическую направленность. Гуманисты эпохи Возрождения — ученые, художники, архитекторы, писатели — выдвинули новый идеал человеческой ценности, яркой сильной личности, стремящейся к счастью на земле, к утверждению и развитию творческих способностей своей активной на¬туры. Одной из особенностей творчества гуманистов было их обращение к античной культуре, проникнутой идеалами свободного, гармонически развитого человека.

В эпоху Возрождения возникло «современное естествознание — единственное, о котором может идти речь как о науке, в противоположность гениальным догадкам греков». Опора науки на опытные данные способствовала развитию производительных сил. В эпоху Ренессанса возобновились занятия астрономией, механикой, физикой, анатомией, физиологией и в каждой из этих наук были сделаны крупнейшие открытия. Искусство Возрождения опиралось на научные данные анатомии и перспективы.

Ренессанс 16 века дал миру таких великих художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Этому периоду в истории итальянского искусства, получившему название Высокое Возрождение, предшествовали поиски художников раннего Возрождения (15 в.) и Проторенессанса (вторая половина 13—14 в.). Предшественники Высокого Возрождения не только первыми обратились к славным традициям античности, но и решительно отошли от средневекового аскетизма и его мрачной символики, в искусстве нашли отражение земная красота чело¬века, его взволнованность и страстность, живое чувство реальности. В 15 веке искусство сближается с наукой. Математика, оптика, анатомия и линейная перспектива, обоснованная научными изысканиями выдающихся архитекторов Флоренции Брунеллески и Альберти, властно вторгаются в творчество художников — в изображение человека и пространственных многофигурных композиций. 16 век был временем высочайшего взлета искусства, и к 16 же веку относится начало крушения гуманистических идеалов, связанного с экономическим упадком итальянской промышленности и торговли, вытеснением республиканской формы правления, постоянными столкновениями враждовавших между собой городов и областей Италии.

Творчество мастеров искусства Высокого Возрождения питалось идеями борьбы за единство и свободу Италии, верой в разумное устройство мира. Художественные принципы Возрождения, сложившиеся прежде всего в Италии, проявились в искусстве Франции, Испании, Англии, Германии и других западноевропейских стран.