Русское искусство 19 — начала 20 века

Орест Адамович Кипренский рос в семье крепостного Адама Швальбе; как полагают, был побочным сыном помещика Дьяконова, который содействовал тому, чтобы Кипренский поступил в Академию художеств. По месту рождения в местечке Копорье (близ Ораниенбаума) он был записан в казенных бумагах под фамилией Копорский, а в Академии стал Кипренский.

Портрет Е. В. Давыдова (1809)

Выдающийся русский живописец-портретист и рисовальщик Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостного крестьянина, в селе Карповка, расположенном недалеко от города Череповца, бывшей Новгородской губернии. Крепостной графа Миниха. Василий Тропинин был передан в составе приданого графу Моркову, который женился на дочери Миниха. Произвол нового владельца Тропинина не знал границ.

«Портрет Арсения Тропинина, сына художника» (ок. 1818)

Венецианову принадлежит заслуга выдвинуть бытовой жанр как самостоятельный и полноправный вид живописи в русском искусстве. Он обратился к бытовой теме из жизни русского крестьянства одновременно с Тропининым, но, в отличие от последнего, избравшего путь портретного изображения народных типов, Венецианов пишет картины, в которых показывает крестьян в их обычной обстановке — в условиях природного окружения или в деревенском интерьере.

«Захарка» (1825)

Карл Павлович Брюллов, живописец, акварелист и рисовальщик, «Карл Великий», как его называли современники, происходил из даровитой семьи: его дед Георг Брюлло работал лепщиком на императорском фарфоровом заводе в Петербурге, отец — «мастер резного, золотарного и лакировального дела и академик орнаментальной скульптуры на дереве». Уже в детстве Карл рисовал с изумительной легкостью. В десятилетнем возрасте Брюллов поступил в Академию художеств, где его учителями были А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев и скульптор И. П. Мартос, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве.

«Последний день Помпеи» (1833)

«Глубокая жажда истины и просвещения составляла одну черту в характере Иванова. Другою чертою была дивная, младенческая чистота души, трогательная наивность, исполненная невинности и благородной искренности. Мало найдется даже между лучшими людьми таких, которые производили бы столь привлекательное впечатление совершенным отсутствием всякой эгоистической или самолюбивой пошлости. Никто не мог меньше и скромнее говорить о себе, нежели он» (Н. Г. Чернышевский). Отец и первый учитель Александра Андреевича Иванова был профессором Петербургской Академии художеств.

«Явление Христа народу» (1833—1857)

Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности — источнику фактов, явлений и типов, нуждавшихся в сатирическом осмеянии. В произведениях Федотова, родоначальника критического реализма, порой звучали трагические ноты и отражались его скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих».

«Завтрак аристократа» (1849)

Василий Григорьевич Перов — художник-реалист, один из организаторов Товарищества передвижных выставок, человек необычайно отзывчивый на людские горести, на скорбь народную. Его искусство, проникнутое пафосом обличения социального неравенства и жесточайшей общественной несправедливости, утверждало демократические идеалы, новые народные темы.

«Сельский крестный ход на пасхе» (1861)

«Для того чтобы быть художником,— писал Крамской,— мало таланта, мало ума, мало обстоятельств благоприятных, мало, наконец, всего, чем обыкновенно наделяется человек и приобретает,— надо иметь счастье обладать темпераментом такого рода, для которого кроме занятия искусством не существовало бы высшего наслаждения». Русское искусство имело счастье обрести такого художника в лице автора приведенных строк.

«Н. А. Некрасов в период «Последних песен» (1877)

Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве, Харьковской губернии, центре Украинского военно-земледельческого поселения, жители которого обязаны были заниматься сельским хозяйством, прокладывать дороги, осушать болота, строить мосты и обучаться военному делу. Помещики и купцы занимали лучшие дома в городе, открывали лавки и задавали пиры по случаю царских маневров и приезда в Чугуев знатной столичной публики.

«Бурлаки на Волге» (1870—1873)

«Не ждали» (1884)

Василий Иванович Суриков был уроженцем города Красноярска и потомком тех донских казаков, которые появились на Енисее в 16 веке вместе с Ермаком Тимофеевичем, отважным покорителем Сибири. «Красноярцы — сердцем яры»,— говорил художник, имея в виду и своих предков, поселившихся в Качинском остроге-крепости, из которого вырос город Красноярск.

«Утро стрелецкой казни» (1881)

«Боярыня Морозова» (1887)

Среди русских пейзажистов последней четверти 19 века Левитан занимает одно из ведущих мест как мастер реалистического пейзажа, поэт-лирик русской природы.Исаак Ильич Левитан родился в семье мелкого железнодорожного служащего, в местечке Кибарты, близ станции Вержболово, у границы с тогдашней Пруссией. Детство его было безрадостным.

«Владимирка» (1892)

Среда, в которой воспитывался Валентин Александрович Серов, благоприятствовала раннему развитию его художественного дарования. Отец его был композитором и музыкальным критиком. Оперы Александра Николаевича Серова — «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила» — с успехом шли в Мариинском театре в Петербурге.

Портрет М. Н. Ермоловой (1905)