«Свобода на баррикадах» (1830)

В центре композиции символический образ Свободы в виде полуобнаженной молодой женщины с трехцветным республиканским знаменем в поднятой руке. Красная фригийская шапочка украшает ее прекрасную голову. Поднявшись на баррикады, словно на пьедестал, Свобода зовет народ на подвиг. Пробиваясь сквозь облака порохового дыма, стремительно движется к центру Парижа колонна горожан и жителей парижских предместий. В первых рядах этой монолитной группы решительно идут вооруженные граждане — кто с мушкетоном, кто с обнаженной саблей,— чтобы присоединиться к сражающимся на баррикадах. Раненый рабочий в синей блузе пытается встать в ряды восставших, уже потерявших часть своих товарищей, сраженных вражеским огнем.

Рядом с аллегорической фигурой Свободы — мальчик, размахивающий двумя пистолетами, отчаянно смелый, бесстрашный. Его образ ассоциируется с Гаврошем из «Отверженных» В. Гюго, героем романа, написанного намного позже, чем картина Делакруа. В искусствоведческой литературе можно встретить утверждение, что молодой мужчина в цилиндре, идущий в первом ряду борцов за свободу, похож на самого Делакруа или на его друга художника-гравера Фредерика Вийо, который действительно сражался на баррикадах.

Динамическая напряженность композиции картины усилена живописью. Кажется, что фигура Свободы излучает свет. На ее желтом платье с вихревыми складками — отблески пылающего неба, на фоне которого полощется трехцветное республиканское знамя, осеняющее восставших; густой дым, обволакивающий здания, неотвратимо врывается в город, охваченный революционной бурей. Цветовая насыщенность, резкое сопоставление интенсивных тонов, пластика форм, смелое композиционное решение — все это дано в соподчиненности, подсказано идейным замыслом. Картина Делакруа получила крылатое название — «Марсельеза французской живописи». Иногда ее называют «Свобода, ведущая народ» или просто «28 июля 1830 года».

Делакруа говорил о себе: «Я мятежник, но не революционер». Не будем и мы причислять его к революционным деятелям. Но остается бесспорным: художник сочувствовал народу, вдохновлялся его непреклонностью в борьбе за свои права, его ненавистью к несправедливости, к угнетению большинства меньшинством.

«Свобода на баррикадах» впервые была выставлена в Салоне 1831 года. Она произвела настолько сильное впечатление, что художник был удостоен ордена Почетного легиона. Он приложил много усилий, чтобы картина попала в Лувр. В этом ценнейшем собрании мирового искусства она находится и по сей день, хотя были такие времена, когда эта гордость французской живописи отправлялась на покой в запасник — все зависело от политического курса правительства Франции.