Василий Тропинин (1776—1857)

Выдающийся русский живописец-портретист и рисовальщик Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостного крестьянина, в селе Карповка, расположенном недалеко от города Череповца, бывшей Новгородской губернии. Крепостной графа Миниха. Василий Тропинин был передан в составе приданого графу Моркову, который женился на дочери Миниха. Произвол нового владельца Тропинина не знал границ. Достаточно сказать, что, имея все доказательства исключительных спо собностей юноши к живописи, помещик отправил его в Петербург учиться... кулинарному делу. Тропинину исполнилось уже двадцать два года, когда Морков наконец-то соизволил дать ему разрешение поступить в Академию художеств. С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались; лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика». Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. С. Щукина.

Когда в 1804 году на выставке появилась картина Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», о выдающихся способностях Тропинина заговорили очень влиятельные лица, вхожие в высшие круги Петербурга. У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную». Но Морков немедленно прервал занятия Тропинина в академических классах и отозвал его из Петербурга на Украину, в село Кукавку, где художника заставляли делать все, что заблагорассудится его барину: управлять хозяйством, быть лакеем и между прочими другими обязанностями успевать выполнять различные живописные работы.

В 1823 году после многократных ходатайств влиятельных людей, хорошо знавших и ценивших художника, барин дал ему наконец вольную. Тропинину было тогда сорок семь лет! В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница». Если бы Тропинин не был крепостным, это официальное признание его заслуг как превосходного мастера живописи пришло бы гораздо раньше.

Еще до освобождения из крепостной неволи Тропинина-художника знали не только в Петербурге, он завоевал себе популярность как портретист в художественных кругах Москвы, куда приезжал — иногда на длительное время — по различным поручениям графа Моркова.

Испытывая отвращение к какой бы то ни было зависимости, Тропинин покидает Петербург. «Все я был под началом, да опять придется подчиняться Оленину (президенту Академии художеств.— Н. К.), то тому, то другому... Нет, в Москву!» — говорил Тропинин. В Москве он жил и работал до последнего дня своей жизни, окруженный уважением москвичей, почитателей его таланта.

Тропинин написал очень много портретов. Так же как и его современник Венецианов, он с особой доброжелательностью изображал людей из народа. В тропининских портретах нет и намека на парадность. Он любил дополнить характеристику портретируемого бытовыми деталями, показать человека в непринужденной позе, в домашней обстановке. В таком виде он представил и А. С. Пушкина и своего сына Арсения, создав шедевры русской портретной живописи.

Художник разработал особый вид жанровой однофигурной композиционной картины, сочетая в ней сюжетное начало с индивидуальной характеристикой. К такого рода произведениям относятся «Кружевница» (1823), «Золотошвейка» (1826), «Гитарист» (1832).

Картина «Кружевница» написана с той тщательностью, которая подсказывается любовным отношением художника к изображаемому. «Минутность» поворота кружевницы придает удивительную непринужденность ее позе. Она с нескрываемым любопытством взглянула на кого-то, доверчиво и лукаво. Естественно переданы художником грациозность ее движений и выражение лица.

Легко представить, что она мастерица на все руки и так же ловко, как плетет кружево, умеет работать дома или в поле. Русские художники кисти и слова всегда отмечали в своих произведениях привлекательность и умелость русской крестьянки.

Мы признательны Тропинину за его глубоко человечное отношение к людям из народа, которых он изображал с большой сердечностью. А. С. Пушкин в год написания его портрета (1827) был наконец на свободе после шести с лишним лет ссылки сначала на юге, потом в селе Михайловском. Портрет исполнялся по заказу друга поэта С. А. Соболевского, которому, как рассказывают со слов самого Тронинина, «хотелось сохранить изображение поэта как он есть, каким он бывал чаще, и он просил известного художника Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного...».

Изобразив поэта в бытовой обстановке, художник показал естественную простоту, задушевность поэта, глубину его переживаний, ясный и светлый ум. Спокойная поза, плавные складки одежды и особенно выражение глаз придают облику Пушкина дружески интимную теплоту. Писатель Н. А. Полевой, издатель популярного в свое время журнала «Московский телеграф», в том же 1827 году опубликовал в нем рецензию на тропининского Пушкина, в которой, между прочим, отметил: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина — столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, и вместе с тем так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие». Это «истинное понятие» о поэте складывается по многим портретам, но главным образом по тому, как изобразили его Тропинин и Кипренский при всем различии этих художников.

В 1836 году, возвращаясь из-за границы в Россию, Брюллов на несколько месяцев задержался в Москве. В течение этого времени он неоднократно бывал у «патриарха русской живописи», как Брюллов называл Тропинина, который, по свидетельству Н. Рамазанова, «вскипел желанием» изобразить желанного гостя на фоне Везувия и, «воспользовавшись тремя сеансами, сделал превосходный и лучший портрет Брюллова». Тропининым создано огромное количество живописных портретов, и все они написаны правдиво, без каких-либо внешних эффектов, без лести даже по отношению к влиятельным заказчикам. Его живопись на первый взгляд кажется очень простой, но эта простота и «непохожесть» на других художников явились результатом творческого подхода к работе, исключительно серьезного отношения к профессии художника. Большинство портретов написано в золотисто-коричневых и оливковых переливающихся тонах; эти цветовые сочетания Тропинин часто приглушает желтовато-розовыми полутонами, отчего колорит становится нежным, письмо — легким и прозрачным.

Творчество Тропинина сыграло значительную роль в дальнейшем развитии реалистического направления в отечественной живописи. В этом развитии искусство Тропинина и его современников — Кипренского, Венецианова. Брюллова, Иванова и Федотова — явилось связующим звеном между реалистической живописью первой половины 19 века и ее славным продолжением во второй половине столетия.