Веласкес (1599-1660)

В Севилье на пьедестале памятника, поставленного в честь Веласкеса, начертано: «Живописцу правды». Художник умел проникать в самую суть человеческой личности, в ее сокровенное бытие и воспроизводись жизнь с неподражаемым мастерством.

Диего де Сильва Веласкес — великий испанский живописец — родился в семье севильского дворянина Хуана Родригеса де Сильва, любившего искусство и одобрившего увлечение сына живописью. Подобной чуткостью и поддержкой отмечено детство далеко не всех знаменитых художников. Фамилию Диего Веласкес носил по матери. В Андалузии это было обычным явлением.

В Севилье, где Веласкес родился и учился живописи, были сосредоточены школы-мастерские, принадлежавшие известным художникам: здесь работали Эррера-старший, у которого Веласкес прошел первую ступень художественного образования, и Франсиско Пачеко, в лице которого Веласкес обрел внимательного учителя, внушавшего к себе уважение за обширную осведомленность в искусстве, литературе, за чуткое отношение к ученикам в противоположность резкому до грубости Эррере-старшему. Дом Пачеко, где частыми гостями бывали его коллеги, а также писатели и ученые, называли «академией». Из этой «академии» восемнадцатилетний Веласкес вышел с отметками «отлично» не только по живописи и рисунку, но и по общему воспитанию, отшлифованному в общении с друзьями Пачеко. Здесь же Веласкес нашел верную подругу жизни — Хуану Пачеко, такую же уютную и благонравную, как весь уклад жизни в доме ее отца.

Картины Веласкеса даже раннего периода творчества выразительны по характеристике персонажей, просты по композиции, уверенны по рисунку («Завтрак», «Старая кухарка, приготовляющая яичницу», «Продавец воды»). В подобном же реалистическом плане написана «Кузница Вулкана» (1630), где герой античной мифологии Вулкан выступает в роли самого обыкновенного кузнеца-испанца, окруженного собратьями по ремеслу.

Даже в картины на библейские сюжеты художник вносит чисто бытовые детали (например, «Христос в доме Марфы и Марии», 1620— 1621), характерные для жизни трудолюбивых и гостеприимных людей. Действующие лица в картине «Вакх» (1628—1629), которая исполнялась по заказу короля как мифологическая,— беспечно пирующие бродяги во главе с бывшим солдатом, и не случайно эта веселая композиция получила второе название — «Пьяницы».

В двадцать четыре года Веласкес попадает в состав придворных живописцев, среди которых нашлось изрядное число завистников, изводивших «новичка» клеветническими измышлениями. Они говорили, что будто бы ему не под силу библейские сюжеты и тем более такой достойнейший жанр искусства, как историческая живопись. Дело дошло до того, что сам король решил проверить, насколько справедливы эти утверждения; в результате конкурса на историческую тему, назначенную монархом, Веласкес оставляет посрамленными своих недругов: их конкурсные картины не выдержали никакого сравнения с его полотнами, заключавшими интересное живописное и композиционное решение исторического сюжета.

В качестве придворного живописца Веласкес обязан был писать заказные портреты королевской семьи и царедворцев, чванливых и высокомерных. Это обстоятельство тяготило художника, умевшего неподражаемо улавливать прекрасное в обычном, повседневном, непозирующем, любившего правду во всем. Он с удовольствием изображал прях, кузнецов, крестьян. Высокопоставленных лиц он должен был изображать в «заданных» позах, подчеркивающих значимость там, где ее нет и в помине, и представительность там, где она обусловлена не гражданскими или личными достоинствами и доблестями, а знатным происхождением и занимаемыми постами в королевской Испании. Но даже в этих портретах художник не грешил против истины, не очень-то льстил портретируемым.

В Мадридском дворце Веласкесу выделили под мастерскую особую комнату, где ему позировали король и королева, министры двора его величества и прочая избранная публика, знатная по рождению. Но вместе с тем именно во дворце Веласкес получил возможность совершенствоваться в живописном мастерстве, созерцая картины Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рубенса, находившиеся в королевском собрании произведений искусства.

Веласкес был современником Рембрандта, Рубенса, Ван-Дейка, Якоба Иорданса. С Рубенсом он лично познакомился в 1628 году, когда тот явился с дипломатическим визитом в Мадрид. Два раза отправлялся Веласкес в Италию для ознакомления с искусством гениальных художников эпохи Возрождения. Все это, безусловно, расширяло кругозор художника, способствовало росту его мастерства.

Веласкес создал целую галерею портретов властолюбивых, жестоких представителей правящей верхушки Испании во главе с королем Филиппом IV и графом Конде Дуке Оливаресом. Король и королева, инфанты и принцы в портретах Веласкеса выглядят величественными и одновременно болезненными, с явными признаками вырождения. Из огромного количества портретов, написанных Веласкесом, трудно выделить лучшие, настолько все они хороши. Среди них принято особо отмечать портреты Хуана Матеоса, начальника королевской охоты; долговязого Филиппа IV с хилой грудью, с отвислой губой; королевы Елизаветы Бургундской, напыщенной и горделивой; доньи Инес де Суньиги, жены Оливареса, властной и самоуверенной особы; министра Оливареса, властолюбивого п жестокого человека; баснописца Эзопа, философа Мениппа и папы Иннокентия X, алчного, хитрого и жестокого «наместника бога на земле». «Это слишком правдиво!» — воскликнул папа Иннокентий, увидев свой законченный портрет. Все же он одарил художника золотой цепью и медальоном с миниатюрным изображением его святейшей особы.

Перед портретными шедеврами Веласкеса мы стоим в немом изумлении, убежденные в поразительном сходстве, в полноте выражения человеческой личности. К числу таких шедевров относятся портреты анемичного принца Бальтасара (в охотничьем костюме), инфанты Маргариты (изображенной также в жанровой картине «Менины» среди услужливых придворных девушек-фрейлин и великосветских дам. Здесь же мы видим и Веласкеса с кистью и палитрой в руках).

Портретная галерея Веласкеса будет неполной, если не назвать его замечательные портреты придворных карликов, шутов и жалких уродцев, живых кукол», рассеивающих скуку королей. Лица этих обиженных природой людей озарены то грустной улыбкой, то понимающим взглядом, то печалью, скрытой в умных глазах, то горькой иронией. Все движения души человека были подвластны кисти Веласкеса.

Несмотря на то, что художнику пришлось почти всю жизнь находиться при дворе, он не терял интереса к жизни испанского народа, к событиям исторического значения. Широко известны его многофигурные картины «Сдача Бреды» (1633—1635) и «Пряхи» (1657), поражающие знатоков искусства, художников композиционными и живописными находками и открытиями.

Веласкес, непревзойденный мастер «фигурной живописи», был и мастером пейзажа. Природа в ее многообразных формах и движениях неотъемлемой частью входит в его композиционные, сюжетные композиции, уступая главенствующее место человеку. Произведения Веласкеса принадлежат к вершинам мирового искусства.