Алексей Венецианов (1780—1847)

Венецианову принадлежит заслуга выдвинуть бытовой жанр как самостоятельный и полноправный вид живописи в русском искусстве. Он обратился к бытовой теме из жизни русского крестьянства одновременно с Тропининым, но, в отличие от последнего, избравшего путь портретного изображения народных типов, Венецианов пишет картины, в которых показывает крестьян в их обычной обстановке — в условиях природного окружения или в деревенском интерьере.

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в купеческой семье среднего достатка. Получив образование землемера, он совмещает работу по этой специальности с самостоятельными занятиями рисунком и живописью. В 1807 году Венецианов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию почт, директор которой познакомил его с художником-портретистом В. Л. Боровиковским, воспитавшим у своего ученика чувство цвета и линии в живописи. Венецианов получил у Боровиковского хорошую профессиональную подготовку, основательно подкрепленную работой в Эрмитаже, где он в течение ряда лет копировал картины мастеров итальянской школы 17 века, а также картины испанского живописца Мурильо.

Первые выступления Венецианова на поприще искусства связаны с портретной живописью и сатирической графикой. В 1808 году Венецианов начал издавать «Журнал карикатур», запрещенный личным приказом Александра I за первую же сделанную художником карикатуру. Но на этом художник не успокоился: четыре года спустя Венецианов совместно с И. А. Ивановым и Теребеневым приступает к выпуску сатирических листков, зло высмеивающих русское дворянство за подражание французским нравам и модам.

Среди ранних живописных работ Венецианова, отмеченных современниками как зрелые произведения искусства, были автопортрет (1811) и групповой портрет инспектора Академии художеств К. И. Головачевского с тремя воспитанниками (1811), за который Венецианов получил звание академика.

Венецианов долгое время не решается бросить службу, и лишь в начале двадцатых годов оставляет работу землемера. Вместо того чтобы быть «на виду» в столичном Петербурге, художник уезжает в свою усадьбу Сафонково, бывшей Тверской губернии, и целиком посвящает себя искусству: пишет картины из жизни крестьян, а в 1825 году основывает на свои средства школу-мастерскую, в которой обучает рисованию и живописи мальчиков из крепостных и подростков-ремесленников. Венецианов мечтал «открывать таланты из русского народа», помогать их развитию, продвижению в мир большого, настоящего искусства. Ученики жили у Венецианова, пользуясь и его руководством, и мастерской, и почти полным обеспечением, пока он не потерял возможность содержать школу, просуществовавшую около десяти лет. Задолжав много денег и заложив имение жены, Венецианов, прежде чем закрыть школу, выхлопотал у правительства награды и денежную субсидию своим ученикам. Через Общество поощрения художников Венецианов направлял работы своих учеников в Академию художеств и настойчиво добивался, чтобы его учеников принимали в Академию, воспитанники которой пользовались правом получить должность преподавателя рисования в государственном учебном заведении и другими привилегиями, которыми не располагали частные художественные школы. Кстати заметим, что Венецианов и сам пытался получить профессорское место в Академии, но та упорно отказывала ему в этом, отдавая предпочтение художникам-иностранцам. Вот тогда-то он и решил открыть собственную школу, из которой вышли отлично подготовленные художники — мастера интерьерной и портретной живописи. К наиболее талантливым среди них Венецианов причислял Н. С. Крылова, А. Г. Денисова, А. В. Тыранова, А. А. Алексеева, Е. Ф. Крендовского, Л. С. Плахова, Григория Сороку, С. К. Зарянко. Эта группа прямых учеников Венецианова увеличилась за счет близких им по характеру творчества художников (Зеленцов, Заболотский, Щедровский), которые пользовались советами Венецианова. Все эти художники вошли в историю русского искусства под именем «венециановцев» и ярко себя проявили в двадцатые-сороковые годы прошлого столетия.

Непосредственно наблюдая труд и быт крестьян, Венецианов решительно обращается к бытовому жанру и пишет свои лучшие картины: «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», «Вот те и батькин обед!», «Утро помещицы», «Спящий пастушок», «Жнецы», «Крестьянка с васильками», «Девушка с теленком», «Чистка свеклы» и другие. В изображение жизни детей и подростков, юных девушек и молодых крестьянок, душевно чистых и трудолюбивых, Венецианов вложил столько сердечной теплоты, что зритель невольно любуется ими. Придерживаясь своего правила — «пиши, что видишь, не мудри»,— Венецианов открыл доступ в искусство тем героям и явлениям жизни, от которых отворачивались приверженцы «возвышенных» сюжетов академической живописи, поощряемые высшей знатью, дворцовыми кругами.

Картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» принесли художнику признание демократической общественности и равнодушие со стороны императорской Академии художеств, которая с привычных для нее позиций «высокого» искусства считала бытовой жанр «низким», не заслуживающим серьезного внимания. Между тем Венецианов показывал прекрасное в простом, открывал целый мир возвышенной поэзии в простодушных русских крестьянках, в русской пленительной природе.

Венецианова иногда упрекают в идеализации крестьян. Действительно, в отдельных случаях он идеализирует внешний облик крестьянки — в этом можно усмотреть, с одной стороны, влияние общепринятых норм русского классицизма, с другой — сознательное желание Венецианова несколько приукрасить, опоэтизировать свои модели.

По мировоззрению Венецианова нельзя причислить к наиболее радикальной части русского дворянства, выдвигавшего на первый план антикрепостнические идеи. Будучи отзывчивым человеком, о чем свидетельствуют его многие добрые дела на пользу обездоленных и бесправных (организация школы на собственные средства, участие в освобождении Тараса Шевченко от крепостной зависимости, материальная помощь нуждающимся ученикам и т. д.), Венецианов в меру своих возможностей старался облегчить бедственное положение окружающих его людей независимо от их звания и места в обществе. Историческая ограниченность мировоззрения Венецианова не должна для нас умалять его новаторства как в тематике, так и художественных средствах, позволивших художнику реалистически отобразить пленившие его картины сельской жизни. Нет беды и в том, что он показал своих крестьянок опрятными, привлекательными. И разве может вызвать сомнение, что Венецианов изображал истинно национальный тип крестьянской женщины? Крестьянки в его картинах поэтичны, красивы, нарядны, скромны и наделены завидным здоровьем. Такая же скромная красота и свежесть царит и в окружающей их умиротворенной природе.

Картина «На жатве. Лето» полна торжественной тишины и спокойствия жаркого дня. Крестьянка сидит на деревянном помосте и кормит грудного ребенка, которого ей принесли из дому. Легко себе представить, что молодая мать наскоро покормит младенца, тут же присоединится к жницам и вместе с ними будет жать серпом, пока не стемнеет. Пейзаж в картинах Венецианова «На жатве» и «На пашне» так же национален, как и тип величавой русской крестьянки.

Венецианов жил разносторонними интересами, любил музыку и литературу, нередко собирал в своем доме художников, писателей, музыкантов. Весьма общительный человек, он обращался к влиятельным людям, когда нужно было оказать помощь одаренному человеку, попавшему в беду. Так, например, он принял живое участие в организации лотереи, где в апреле 1838 года разыгрывался портрет В. А. Жуковского, написанный Брюлловым. На вырученные деньги от этой лотереи Шевченко был выкуплен из крепостной зависимости у помещика Энгельгардта.

Венецианов, как он сам скромно выразился, «разыграл в этом добром деле роль усердного и благородного маклера». В автобиографической повести «Художник» Шевченко с благодарностью вспоминает Венецианова и «великое человеколюбивое трио»: музыканта М. Ю. Виельгорского, поэта В. А. Жуковского и художника Карла Брюллова, подписавших «отпускное свидетельство».

Венецианов был хорошо знаком с Н. М. Карамзиным, А. С. Пушкиным, И. А. Крыловым, А. В. Кольцовым, которые признавали его истинным борцом за самостоятельную русскую культуру, за просвещение народа.