Татьяна Яблонская (род. 1917)

Народный художник УССР Татьяна Ниловна Яблонская родилась в Смоленске. С одиннадцатилетнего возраста живет на Украине (с 1928 г. в Одессе и Каменец-Подольске, с 1930 — в Киеве). Ее отец Нил Александрович Яблонский сделал очень много для развития художественного дарования своих дочерей Татьяны и Елены. В молодости он пытался поступить в Академию художеств, но безуспешно; по настоянию родителей окончил историко-филологический факультет Московского университета, после чего стал работать хранителем Смоленской картинной галереи и учителем рисования; руководил студией пролеткульта и выступал с рисунками в газете «Рабочий путь». При всей занятости он находил время для воспитания двух дочерей и сына. Отец был строг и не любил нарушать установленный им порядок домашних занятий. Он меньше всего уповал на врожденные способности Татьяны и Елены, поэтому заставлял их ежедневно рисовать с натуры натюрморты из предметов домашнего обихода, интерьеры. Когда дошла очередь до изображения человека, обязанности натурщика распределялись между всеми членами семьи. В конце учебного года Нил Александрович устраивал выставку детских рисунков с выдачей «премий» за лучшие работы. Рассказывая детям о художниках, он тут же показывал репродукции с картин. Особое предпочтение отдавал живописи Репина и Серова, а также «малых» голландцев и французских мастеров.

Нил Александрович устраивал увлекательные игры, способствующие развитию зрительной памяти, давал задания по составлению орнаментальных композиций из растительного мира, по иллюстрированию прочитанных книг. В доме Яблонских даже «издавался» собственный журнал под названием «Сверчок». Один из номеров «Сверчка» сохранился у Татьяны Ниловны — это обыкновенная школьная тетрадь с рассказами, баснями, стихами и загадками. Каждый «автор» рисовал к своему сочинению заставки, концовки, буквицы, иллюстрации. Как правило, воскресные дни Нил Александрович проводил вместе с детьми в музеях или в экскурсиях по окрестностям Одессы и Каменец-Подольска. Строгий регламент жизни, установленный отцом и всегда поддерживаемый матерью, Верой Георгиевной (бывшей преподавательницей иностранных языков), способствовал успеваемости детей по всем школьным дисциплинам.

Получив дома хорошую подготовку по рисунку, сестры Яблонские были приняты сразу на второй курс Киевского художественного техникума, а в 1935 году — в Киевский художественный институт. Здесь Татьяна Яблонская выдвинулась в число наиболее одаренных студентов, училась отлично, была активной комсомолкой, любила спорт, много читала. Помимо академических работ на экзамены всегда представляла наброски и этюды, сделанные дома, в студенческом общежитии, на улицах Киева. Первую летнюю практику Татьяна Яблонская вместе с однокурсниками провела в сельскохозяйственной коммуне в Черниговской области. Лес, озера, пруды, река Десна, мелодичные украинские песни, а главное, чудесные трудолюбивые люди — все это пленяло и запоминалось. Вторая, преддипломная практика проходила в Алупке, на даче Всероссийской Академии художеств. Здесь Яблонская начала по-настоящему постигать особенности живописи на пленере (открытом воздухе).

В процессе работы над дипломной картиной «Возвращение с сенокоса» выяснилось, что этюдов, сделанных в Черниговской области и Алупке, недостаточно для создания картины. Пришлось на все лето отправиться, в Канев, откуда Яблонская возвратилась с таким количеством натурных этюдов, что их хватило бы на несколько картин.

Но война, внезапно ворвавшаяся в жизнь нашей страны, заставила весь советский народ перестроиться на военный лад, отложить на время многие начатые дела. Не закончив дипломную работу, которую Яблонская исполняла параллельно с картиной «Колхозная свадьба» (по заказу Московского товарищества художников), она вместе с сестрой эвакуируется из Киева в Саратов, а затем в один из колхозов Саратовской области. Елена работала учетчицей в тракторной бригаде, Татьяна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе и воочию убедилась, сколь велико значение взаимной поддержки в тяжелую годину, горела желанием побольше сделать для колхоза, для его людей».

Изредка Т. Яблонской удавалось сменить грабли или вилы на кисть живописца. Она безотказно выполняла просьбы колхозниц «срисовать» с фотографии погибшего на фронте мужа или сына. Таких портретов за три года пребывания в колхозе Яблонская сделала немало.

Вернувшись в апреле 1944 года в освобожденный от немецких захватчиков Киев, она сразу же включается в педагогическую работу — руководит «сборным курсом» студентов, многие из которых недавно были солдатами; потрясенная видом искалеченного города, художница спешит запечатлеть в рисунках и этюдах следы фашистского нашествия; в тот же год она создает две картины — «Браг приближается» и «Разрушенный Киев».

Творческие поиски Яблонской и сбор этюдного материала занимают довольно продолжительное время, иногда годы. Она стремится найти наилучшее решение зреющему замыслу; работая уже над самой картиной, Яблонская вновь принимается за этюды к ней. Даже после того как картина побывала на выставке и получила одобрительный отзыв, Яблонская иногда принимается вновь ее переписывать. Изредка она решается показать на выставке этюды, которые можно смело отнести к разряду картин, выполненных а-ля прима, то есть в один-два сеанса; этим работам присущи живописная свежесть и острая наблюдательность в отборе самого характерного и выразительного. К лучшим произведениям Яблонской относятся следующие: «Перед стартом» (1947), «Хлеб» и «В парке» (1949), «Весна» (1950), «На Днепре» (1952), «Дома за книгой» (1956) и другие.

В творчестве Яблонской главное место принадлежит темам материнства, спорта и колхозного труда. Будучи сама матерью троих детей, художница умеет удивительно трогательно изображать детвору, молодых и заботливых мам, охраняющих сон малышей в колясках, на свежем воздухе. Ее картины и этюды, посвященные маленьким детям, школьницам и их родителям, отличаются живописной свежестью, жизнерадостным мироощущением.