«Захарка» (1825)

Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей... Н. Некрасов

Таким, как Захарка, говоря словами Некрасова, «рано знакомы труды». С деловой сосредоточенностью он что-то соображает, прикидывает в уме, он уже привык обдумывать все основательно и заблаговременно. Нелегкий крестьянский труд ему не в диковинку.

Художник глубоко чувствует душу крестьянского подростка, правдиво показывает его разрумяненное морозом лицо, его недетскую озабоченность. Портрет Захарки совсем лишен идеализации, какой-либо нарочитости и в этом отношении сродни портретам детей, которые были значительно позднее созданы Репиным и Серовым.

К истории портрета Давыдова: до недавнего времени считалось, что это изображение Дениса Васильевича Давыдова, поэта-партизана. Теперь документально установлено, что это портрет Евграфа Васильевича Давыдова, двоюродного брата Дениса.

Портрет Арсения Тропинина, сына художника, рекомендуется сравнить с венециановским Захаркой.

Венециаиовский портрет крестьянского мальчика Захарки безусловно заинтересует детей, вызовет сочувствие и любовь к нему. Беседу рекомендуется начать с напоминания стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», которое ученики изучали в четвертом классе.

Тропининская «Кружевница» вызывает обычно у детей оживленный обмен мнениями. Она нравится учащимся миловидностью лица, изящно-кокетливой позой. Они отлично чувствуют стремление художника выявить положительные качества человека из простого народа. Кружевница могла быть либо дворовой девушкой, либо горожанкой, приехавшей на побывку к родным в деревню.

В картине Венецианова «На жатве. Лето» внимание учащихся должно быть обращено на ее ярко выраженный национальный, чисто русский характер (тип крестьянки, природное окружение). Стихотворение Некрасова «Женская доля», которое учащиеся изучали в четвертом классе, может дополнить картину Венецианова.