«Завтрак аристократа» (1849)

Разорившийся аристократ, пытающийся сохранить видимость благополучия, сидит в богато убранной комнате. С испуганным видом он полуобернулся в сторону двери и правой рукой непроизвольно пытается закрыть книгой кусок черного хлеба на столе; пудель тоже смотрит на дверь, почуяв постороннего человека. За портьерой действительно вырисовывается длиннополая одежда незнакомца.

Безусый аристократ с глазами навыкате выглядит глуповатым малым. Куда девались непринужденные движения, учтивость и благовоспитанность, которыми любили гордиться люди этого сословия? Он торопится прожевать кусок хлеба, скрыть свою бедность. Во всей его фигуре чувствуется трусливое беспокойство.

Одет аристократ в темно-синий атласный халат, в широкие малиновые шаровары, на голове шелковый цветистый колпак — сущий павлин с распущенными перьями. «Сверху — шелк, а внутри — щелк», как говорится в пословице. Знатный дворянин, он не в состоянии признать свое разорение. «Недвижимое» имущество позволяет ему еще сохранять видимость богатства: мраморные статуэтки, лампа на высокой бронзовой подставке, мягкое кресло, стол красного дерева, ковер на полу.

«Подводит» его только завтрак: кусок хлеба и колбаса, даже тарелок нет, не говоря о серебре или хрустале. Когда-то аристократу на завтрак подавали устрицы (обертка от них бережно положена на видное место) и дорогие французские вина (бокалы пока хранятся на этажерке). Но наступили иные времена, когда приходится маскировать свое безденежье. Федотов презирал людей, живущих за чужой счет, и неоднократно разоблачал их еще в те времена, когда служил в гвардейском полку.

Сатирический талант Федотова не щадил избранное сословие, «вершителей» русского государства.